Когда начинать развитие логического мышления детей? С самого раннего возраста малыши познают причинно-следственные связи. Сначала гуляем, потом ложимся спать; сначала тарелка полная, а когда пообедали – она пустая. С двух лет можно усложнять занятия по логике, например, такими заданиями.
- Логические цепочки. В одну линию выстройте предметы или картинки с их изображением. Для ребятишек двух лет чередуйте одну и другую картинку, предположим красный и синий цветочек, грибок и дерево и т.п. Предложите выбрать предмет, который продолжит цепочку. Ребятам с трех лет предлагайте чередования классов предметов: мебель и одежда, растение и животное, игрушка и обувь.
- Соответствия. Предложите ребенку предмет-образец, например кастрюлю, и несколько предметов на выбор: тарелку, цветок, телефон. Какой предмет подойдет кастрюле? А почему? Если ребенок выбрал предмет правильно, но затрудняется с объяснением, обязательно поясните доступным ему языком: «тарелка подходит к кастрюле, потому что в кастрюле варят еду, и из тарелки едят эту еду». Если малыш скажет, что цветок подойдет к кастрюле, потому что в кастрюлю можно насыпать землю и посадить цветок – похвалите его! Ведь главное в задании – не прямолинейный ответ, а понимание связей между объектами
- Исключаем лишнее. Предлагайте это упражнение детям от трех лет. В ряду из четырех предметов или картинок три связаны между собой, а один лишний. Допустим, три дерева и один цветок; три предмета мебели и один предмет посуды и т.д. Один «лишний» предмет может находиться в любом месте ряда – и в начале, и в середине, и в конце.
Логические задачи для детей помогают тренировать логичный образ мысли и развивать нужный тип мышления для поиску решения поставленной задачи.