Вы задумывались, почему дети так любят делать домики из подручных средств, чтобы спрятаться там от всех? А ведь это вопрос личного пространства, которое малышам важно так же, как и взрослым. Дети подсознательно стремятся очертить свои личные границы и создать в них собственный мир. А мы, родители, чаще всего пресекаем эти попытки, считая их капризами и своеволием.
Так зачем ребёнку личное пространство и как относиться к детским секретам? Найдём ответы на эти вопросы в нашей статье.
Личные границы – это ответственность
Новорождённый малыш большую часть времени спит, ему не нужно личное пространство – так считает большинство родителей. Младенца кладут в родительскую кровать, а его вещи постепенно рассеиваются по всей квартире. Вырастая и всё больше осваивая мир, привыкший к такому положению вещей ребёнок по-прежнему предпочитает спать вместе с родителями. Для игры он выбирает не игрушки, а кастрюли и миски на кухне, мамину косметику и папины инструменты. Малыш не понимает, что такое личные границы, и не видит ни своего пространства, ни пространства других людей.
За этим следует формирование известных привычек, таких как перебивать взрослых, требовать себе лучшее место в автобусе и забирать у других детей игрушки в песочнице. Отсутствие ответственности, неумение думать о других – это, в первую очередь, последствия несформированных с детства личных границ.
Без права на собственные вещи и переживания не сформируется ядро личности взрослеющего человека, его самодостаточность и аутентичность. Вопрос безопасности ребёнка также зависит от его уважения к собственному личному пространству. Точно зная, чего он не желает получать от других людей, где и с кем ему неуютно, малыш будет протестовать против насилия. Он не позволит манипуляторам подавлять его волю, а человеку с недобрыми намерениями – тащить за руку в подворотню.
Личное пространство растет вместе с ребёнком
Три года – переломный момент, известный кризис трёхлеток под названием «Я сам!». В этом периоде малыш практикует всё, чему научился, активно познавая окружающий мир.
Отныне ребёнок – любознательный человек, который настаивает на своей самостоятельности, протестует против навязывания своего мнения и попыток заставить что-либо делать против воли.
Как изменяется потребность в личном пространстве с возрастом?
Именно с трех лет ребёнок начинает отделять себя от других. Он чувствует потребность в организации собственного пространства, приватности. Малыш начинает требовать самостоятельности и понимает, что он – отдельная личность со своими желаниями, игрушками. Ребёнок четко осознает, что он хочет решать сам и делать всё без помощи взрослых.
С трех до пяти лет формируется и развивается внутренний план действий. Четырёхлетка уже способен осмысливать свои действия, думать над ними и делать выбор. Например, малыш понимает, что обнажаться перед всеми нехорошо, поэтому активно противостоит желанию помыть его, усадить на горшок или переодеть при других людях, а на любые попытки помочь заявляет: «Я сам!». В этом возрасте появляется способность сохранять маленькие «секретики», а это уже собственная территория.
С пяти до семи лет растущий человек способен самостоятельно ставить перед собой цели, планировать порядок действий. Малыш становится, по словам многих родителей, «неуправляемым», всё чаще предъявляя претензии, споря, отстаивая своё мнение. Ребёнок в этом возрасте способен до 40-60 минут пребывать в одиночестве, размышлять и заниматься своими любимыми играми и делами. Безусловно, наличие собственной территории и условий для уединения поможет приобрести самостоятельность и ответственность.
К седьмому году жизни дошкольник уже остро нуждается в личной территории, на которой он будет устанавливать свои правила, где нет контроля и можно быть самим собой. Помните, что личное пространство – это не только место, но и время для себя, собственный выбор занятий или игр без менторского сопровождения, контроля и принуждения к тому, что вы считаете важным.
Школьник семи-девяти лет активно стремится уйти из-под родительской опеки. У него уже есть свои обязанности, которые способствуют быстрому взрослению. Задача родителей – дать ребёнку возможность оценить преимущества своей ответственности, а также научить самостоятельности.
С 9-10 лет у современных детей начинается подростковый период. Тинейджеры отрицают авторитет взрослых, бурно реагируют на ущемление прав, бунтуют. Именно в этом возрасте могут наблюдаться протестные уходы из дома после ссор или давления родителей. Так ребёнок стремится расширить рамки своего пространства. Внимание к подростку поможет избежать острых проявлений кризиса, но сопровождение не должно быть навязчивым. В этом периоде вашему бунтарю нужно показать на примерах, что любое общение выстраивается на взаимных компромиссах.
Если у ребенка нет личного пространства с дошкольного возраста
Подавление воли и желаний малыша может привести к формированию безвольной и слабой личности. Запомните: непризнание личных границ ребёнка во время взросления недопустимо!
Если понятие об этом не сформировалось, то возможны следующие негативные последствия:
позиция жертвы
Ребёнок начинает понимать, что от его мнения и решений ничего не зависит. Он не стремится проявлять инициативу, демонстрирует безволие. Такие дети чаще становятся жертвой школьного буллинга, физического, психического и сексуального насилия, потому что не умеют отстаивать свои права.синдром неудачника
Ребёнок уверен, что у него никогда ничего не получится, поэтому не склонен прикладывать усилия и добиваться целей. Каждая неудача в учёбе или общении лишь утверждает его в этом мнении. Это проявляется неуспехами в учебе, неумением эффективно использовать время и силы.тревожные расстройства психики
Поскольку ребёнок не ощущает ценности своей личности, у него часто проявляются тревожность, беспокойство, страхи, мнительность и даже панические атаки. Он не удовлетворён происходящим и не умеет видеть свою жизнь в перспективе.вредные привычки и зависимости
Не находя для себя отдушины в самостоятельности, ребёнок будет стремиться туда, где его авторитет признают – в «плохие» компании. Подросток может начать курить, пробовать алкогольные напитки или токсичные вещества. Зависимость может быть также пищевой или эмоциональной, а проявление этого – истерики, булимия, анорексия, склонность вредить себе и своему телу.
Родителям тяжело слышать и читать обо всех последствиях подавления воли, желаний. Но это важно знать, чтобы вовремя скорректировать свои отношения с малышом ещё в нежном возрасте и создать ему хорошие условия для развития, личностного роста.
Что же такое личное пространство ребёнка и как оно формируется?
Это сфера ответственности и прав человека, которая состоит из физической и психологической зон.
Физическое пространство ребёнка включает в себя его тело, место для игр, комнату, спальное место, игрушки, вещи, книги. Психологическое пространство – это личная жизнь, мнение, желания, мысли, цели, потребности, опыт.
Родители несут ответственность за жизнь, здоровье и благополучие малыша. Это порождает ложное убеждение, что взрослые родственники вправе контролировать каждый шаг чада, не выпуская его из-под своего контроля ни на минуту.
Современные гаджеты способны отслеживать все передвижения ребёнка, его действия, местоположение в каждый момент. В первую очередь, это вопрос безопасности. Но, к сожалению, многие допускают распространенную ошибку с гиперопекой, проверяя детский телефон без разрешения, выворачивая карманы и подвергая проверкам всё, что малыш делает.
Почему-то считается, что взрослые вправе распоряжаться детским временем, определять лучшие занятия, игры вопреки желаниям, выбирать для сына или дочери игры, одежду, друзей, кружки и секции. Однако при этом каждый родитель мечтает вырастить ответственного и самостоятельного человека.
«Вот будет у тебя свой дом, там и командуй!»
Почему родители склонны подавлять любое проявление самостоятельности или аутентичности детей?
Родительский авторитаризм многие объясняют тем, что ребёнок мал, чтобы чем-то владеть или самостоятельно решать. Это убеждение распространяется на детские вещи, игрушки и книги, которые, якобы, принадлежат ему лишь номинально, но, по сути, являются собственностью взрослых. Значит, только старшие могут ими распоряжаться, как захотят, – забирать, проверять, не возвращать.
А вот и нет!
Всё, что человеку передали в пользование, принадлежит ему и только ему. Как только вещи были отданы ребёнку, именно он – их собственник.
Обладание своими вещами и территорией – очень важный фактор в формировании полноценной личности. Малыш – такая же индивидуальность, как и взрослый, просто находящийся на пути становления. Он должен иметь личное пространство и обладать своими вещами, потому что собственность – важный атрибут личности, без которого она не сформируется так, как заложено в потенциале.
Признаки нарушения личных границ и пространства ребенка
Не все родители осознают, что ежедневно нарушают уединение своего малыша, заставляя его переживать и чувствовать себя неуютно. Не все дети могут свободно выразить протест, а значит – взрослым самое время оценить, насколько они готовы вторгнуться в «государство» своего чада.
Что же считать нарушением границ?
шлепки, дёрганье за ухо, прикосновения. К этому также относится кормление через силу, присутствие в ванной или туалете, невзирая на протесты малыша, когда он моется или справляет физиологические потребности. Если такое происходит регулярно, пора задуматься о своём поведении, а не укрощать капризы чада.
вторжение в личное пространство случается при выворачивании карманов ребёнка, его школьной сумки, чтении личного дневника и переписок в гаджетах, копании в одежде и письменном столе. Родителям необходимо уяснить, что трогать вещи малыша можно исключительно с его разрешения, потому что это «аукнется» ещё одним негативным последствием, трудно поддающимся коррекции – потерей доверия. Чтобы не стать чужими своему ребёнку, никогда не нарушайте его личных границ!
Отвержение личного мнения также является нарушением психологического пространства. Такие ситуации часто сопровождаются фразами «Мал ещё учить взрослых!», «Подрастёшь – поймёшь!», «Будешь иметь своё мнение, когда вырастешь!» и т.д. В этой же группе признаков – выбор за ребёнка кружков, спортивных секций. Сын желает играть в футбол, но вы через силу водите его в музыкальную школу на класс скрипки? Великим музыкантом из-за принуждения он точно не будет, а вот спортивную карьеру, которая при определенной мотивации могла бы состояться, вы ему загубите сами. Да, высказывания детей иногда идут вразрез со здравым смыслом. Но у них мало опыта, и они нуждаются в наших корректных поправках. Проявляйте уважение к малышу, иначе он в будущем не сможет иметь собственное мнение и вырастет неудачником.
Обман ребёнка – это манипуляция, нарушающая его права и пространство. Будьте откровенными, иначе доверие к вам иссякнет, а дитя замкнётся в себе. Если пообещали что-то, сделайте обязательно. Если это невозможно выполнить из-за сменившихся обстоятельств, поговорите с ребёнком и вместе спланируйте дальнейшую тактику действий. Не стоит думать, что сын или дочь не способны понять происходящее. Дети тонко чувствуют, у них отличная интуиция, они оптимисты. Ложь же порождает ответную ложь, помните об этом!
Как организовать личное пространство ребёнка в семье?
У каждой семьи разные материально-бытовые условия, поэтому не все родители могут выделить для ребёнка комнату. Однако даже в стеснённых условиях или в многодетной семье можно создать условия для каждого малыша. В этом помогает зонирование помещения, индивидуальные вещи, возможности каждому побыть наедине с собой и уважение к личному времени всех в семье.
Если хотите создать условия для развития личности, формирования самостоятельности и ответственности сына или дочери, то ваш путь лежит через следующие этапы:
уважение личной жизни своего ребёнка
Не целовать и не обнимать, если малышу или подростку это неприятно. С 5-6 лет ребёнок может самостоятельно мыться и выполнять гигиенические процедуры, поэтому нужно предоставить в этом свободу и помогать только по просьбе. Очень важно научить себя стучаться в комнату малыша прежде чем войти. Вскоре и ребёнок поймет необходимость этого уважительного действия, когда захочет войти к родителям.«моя комната – моя крепость»
Свою личную территорию, будь то письменный стол, кровать или целую комнату, ребёнок должен убирать сам и только сам. Можно помочь крохе, если он не в силах справиться с таким объемом. Но обязательно советуйтесь с ним, что куда сложить или выбросить, отсортировать или разместить на стенде поделок. Вырастая, ребёнок будет понимать и принимать всю ответственность за порядок на своей территории.право на своё мнение
Уважайте его, ведь это проявление уникальной личности, которая впоследствии будет только развиваться и улучшаться. Откажитесь от фраз типа «Мал ещё!» или «Ты никто и звать тебя никак», ведь ваша цель – вырастить сильную личность, а не сломать её на корню.право на ошибку
Малыш имеет право на собственные ошибки. Родители могут советовать, приводить аргументы, но не давить. Ребёнок выбрал школу восточных единоборств вопреки вашим советам? Это его решение, за которое он отвечает. Если через какое-то время он пришёл к выводу, что карате не для него, обсудите вместе ситуацию. Спросите, почему малыш так решил, и найдите другое занятие, которое придётся по душе. Ребёнок, как и мы, идёт по жизни впервые, и он вправе пробовать силы в разных сферах в поисках своего настоящего пути.право на собственные секреты от родителей
Не читайте личный дневник, не взламывайте шкатулки и ящики стола под замком, не просматривайте телефон и переписки в соцсетях. Завоёвывайте доверие малыша, начиная с нежного возраста. Тогда всем, что происходит, он будет делиться сам. Но секреты от взрослых – это личное пространство вашего взрослеющего ребёнка, за которое он уже несёт свою ответственность.
Как любить и баловать детей, знают все родители, ведь любви и внимания много не бывает. Но нужно помнить, что чрезмерные чувства рано или поздно превращаются в противоположность. Фанатизм неприемлем в любой сфере, тем более в воспитании.
Безопасность, как и контроль лежат в зоне родительской ответственности. Поэтому взрослые должны сформировать правила, которые определят для каждого в семье личное пространство, а также компромиссы для гармоничного взаимодействия.
Родители порой боятся предоставлять ребёнку самостоятельность. Но путь через освоение личного пространства – настоящее посвящение во взрослую полноценную успешную личность. Поэтому ребёнок должен его пройти с вашей помощью и поддержкой, но максимально самостоятельно.
Айкьюша и команда