Идеи раннего развития набирают всё большую популярность. Чем раньше начнутся разнообразные занятия с малышом, тем быстрее он будет развиваться и тем больших успехов добьется в будущем – такого мнения придерживаются и специалисты, и родители. Базой для реализации врождённого потенциала и талантов однозначно можно назвать развивающую среду.
Не имея специального педагогического образования, можно легко перепутать сенсорное развитие раннего возраста с ранним обучением. Попытки научить двух-трёхгодовалого ребёнка счёту или алфавиту никак с этим не связаны! Под таким развитием подразумевается как комплекс занятий по разным направлениям, так и структура уроков, содержание материала, которые должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Занимаясь с ребёнком, уделите внимание именно развитию сенсорного восприятия. Как сделать это правильно, во сколько лучше начинать обучение и каковы особенности такого подхода, расскажем в нашей статье.
Сенсорное развитие – что это и как развивается?
Понимание, что такое сенсорика, позволит не пропустить наиболее благоприятный период для развития и поможет правильно организовать дома самостоятельные занятия.
Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Иными словами, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.
Основные задачи сенсорики таковы:
дать больше сенсорных впечатлений;
научить действиям для анализа и уточнения сенсорной информации;
помочь осознанно воспринимать сенсорные ощущения и использовать в жизни информацию о свойствах предметов и явлений;
развивать чувство эстетики.
Ряд научных исследований, проведённых с разновозрастными детьми, доказывает, что развитие сенсорного восприятия напрямую влияет на формирование интеллекта, помогает без лишнего стресса адаптироваться к разным обстоятельствам и лучше владеть телом, а также даёт больше уверенности для взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае органы чувств являются основными источниками информации о том, что окружает детей. Отметим, что сенсорные ощущения делятся на два типа:
чистые, поступившие из одного источника восприятия. Например, изображение воспринимается только зрением, а звуки – через слух.
смешанные, для восприятия которых используются несколько источников одновременно. Так просмотр мультфильма задействует и зрение, и слух.
Знакомьте ребёнка со всем многообразием сенсорных ощущений, однако помните, что они не одинаковы по своей значимости. Основной объём информации человек обрабатывает с помощью зрения. Глазами мы воспринимаем внешние признаки предметов и явлений, расстояние, на котором они расположены друг от друга, их местонахождение в пространстве. Благодаря зрению можно прочитать текст, посмотреть фильм, видеть артикуляцию говорящего, его мимику и жесты.
Не менее важным является и слух. Звуки информируют нас об их источнике и направлении, дают возможность слышать речь и общаться с другими людьми, слушать музыку. Потеряв возможность слышать или видеть, человек становится инвалидом без возможности вести полноценную жизнь.
Осязание, обоняние и вкус не относятся к доминантным ощущениям. Они снабжают сведениями об окружающем мире, дополняя информацию, полученную с помощью слуха и зрения. Утеря одного из этих трёх органов чувств не мешает жизни, хотя значительно ухудшает её качество.
Сенсорное развитие и речь
Появление речи и её развитие – сложный процесс, который зависит от множества факторов. Для запуска говорения необходимо, чтобы определённые органы и системы организма достигли уровня зрелости (головной мозг, слух, речедвигательный аппарат). К не менее важному условию относится речевое окружение или речевая развивающая среда, в которой находится ребёнок. Именно там лучше всего проявляется потребность использовать речь как основной инструмент для общения с окружающими.
Большую роль в формировании речи играет восприятие и язык. В раннем возрасте эта связь особенно тесная, но к 6-7 летнему возрасту она становится менее выраженной. У самых маленьких мир, наполненный множеством самых разных предметов, вызывает наибольший интерес. Ребёнок впитывает как губка первые представления из окружающей среды, а слово как раз помогает закрепить сенсорные ощущения.
От развития сенсорики напрямую зависит, насколько хорошо будет формироваться речь. Поэтому важно уделять большое внимание полноценной сенсорной среде, стимулирующей говорение. Что это значит? Прежде всего, необходимо создать больше самых разных сенсорных впечатлений и обучать малыша целенаправленным действиям с предметами (осматривать, ощупывать, пробовать «на зуб», слушать, какие предмет издает звуки, стучать им и т. д.).
Сенсорные эталоны
Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.
Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеобразной «шпаргалкой», в которую ребёнок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения.
Какие бывают сенсорные эталоны?
Эталон цвета
Семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.Эталон формы
Разнообразные геометрические фигуры.Эталон величины
Любая метрическая система: от определения величины предмета на глаз до сравнения одной вещи с другой.Эталон слуха
Звучание, которое измеряется в децибелах, слова родного языка (твёрдые и мягкие), музыкальные ноты и т. д.Эталон вкуса
Четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое) и их сочетания.Эталон обоняния
Деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые и т.п..
Формирование таких эталонов лежит в основе сенсорного воспитания. Работа с ними проходит в три основных этапа:
0-2 года
В это время формируются предэталоны. Малыш воспринимает только отдельные свойства предметов, которые наиболее существенны (форма, звук).2-5 лет
Дети знакомятся с общепринятыми эталонами и способами их использования.от 5 лет и старше.
Ребёнок усваивает общепринятую систему эталонов (цвет, форма, звучание, величина и т.д.). В этот период свойства предмета приобретают основное значение независимо от конкретной вещи.
Сенсорные эталоны можно назвать самым важным инструментом, который дети могут использовать для систематизации и обобщения своего сенсорного опыта.
В каком возрасте начинать
Сенсорное развитие детей начинается с 2-3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с удовольствием и интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей. В столь раннем возрасте еще рано говорить о полноценном сенсорном воспитании. Скорее, в младенчестве происходит подготовительный этап для освоения движений. У ребёнка появляются нецеленаправленные движения руками. При контакте с предметами малыш пытается притянуть его или ощупать. В это же время ребёнок знакомится с объективными свойствами вещей: весом, звуками, расположением предмета в пространстве и т. д. Малыш невероятно любопытен и пытлив, ему интересно всё, и каждая мелкая деталь имеет значение.
Приблизительно к 6-8 месяцам ребёнок учится ползать. Как только он начинает перемещаться в пространстве, расширяется и зона его восприятия. Нет такого места в доме, куда бы малыш не заглянул. Этот период невероятно важен в жизни ребёнка, поэтому старайтесь не ограничивать малыша в его исследовательских порывах, а напротив, поддерживать стремление изучить всё вокруг (конечно, если это не электрическая розетка или острые и опасные предметы).
В первый год жизни малыша основной задачей родителей является создание для ребёнка разнообразия внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. Основной вид воспитания в это время – сенсорное. Достаточное количество ощущений положительно сказывается на эмоциональном и даже физическом развитии, тогда как «сенсорный голод» ведёт к задержкам психики и речи.
Этапы сенсорного развития
Сенсорное развитие делится на этапы, которые зависят от возраста ребёнка. Проводя занятия на восприятие сенсорики, важно учитывать следующие особенности:
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста (с 1 года до 3 лет)
По сравнению с младенцами сенсорное воспитание усложняется. Хотя дети ещё не способны усвоить сенсорные эталоны, происходит постепенное накопление знаний о свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Главной задачей родителей и педагогов на этом этапе – познакомить ребёнка со всеми основными разновидностями свойств объектов.
Не нужно заставлять малыша учить наизусть, что больше, а что меньше. Достаточно просто употреблять названия форм и цветов во время сенсорных игр и научить ребёнка учитывать свойства предметов, взаимодействуя с ними.
В раннем дошкольном возрасте нужно проводить специальные занятия, направленные на сенсорное развитие детей, которые помогут накопить разнообразный опыт. На следующих этапах этот багаж знаний уже осознаётся, и тогда ребёнок сможет применять его в разных ситуациях.В дальнейшем система (уточнение-закрепление-расширение) прорабатывается во время занятий и при разных жизненных обстоятельствах вплоть до младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста
Особенность этого периода в том, что деятельность детей 4-5 лет основывается на экспериментировании. У пятилеток зрительное восприятие становится главным для изучения окружающего мира. С помощью зрения дети могут качественно определять свойства предметов и взаимосвязь между ними.
Основным двигателем сенсорного развития в этот период является новый социальный опыт. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок имел возможность как можно больше общаться с детьми разных возрастов. Именно сейчас малыши учатся дружить, пытаются отстаивать свои интересы и устанавливают границы.
В 4-5 летнем возрасте преобладают ролевые игры. Дети «примеряют» на себя различные роли и исполняют их. Совершенствуется пространственное восприятие и усваиваются понятия ниже-выше, ближе-дальше, шире-уже, снаружи-внутри. Развиваются навыки конструирования и становится более совершенной моторика.
Уделите особое внимание формированию сенсорных эталонов и научите ребёнка применять их на практике.
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста
В 6-7 лет у детей формируются представления о величине и пространственных отношениях между предметами. Ребёнок может обозначать расположение предметов относительно друг друга: за, перед, слева, справа, сверху, снизу. Именно поэтому так важно развивать глазомер, который позволит определить ширину, высоту, форму и объём объекта. Развитие этих способностей тесно связано с продуктивными видами деятельности (умением воспринимать и воспроизводить особенности любой вещи).
На таком этапе развития дети становятся более внимательными, хотя по-прежнему способны усваивать информацию поверхностно. В этом возрасте происходит скачок в развитии всех сфер: совершенствуется психофизиологическая функция, повышается избирательность восприятия. Также происходит полный переход от предметных образов к сенсорным эталонам, улучшается восприятие социальных объектов. К 6-7 годам у ребёнка уже хорошо развиты пространственные представления. Главной задачей в этом возрасте является формирование умения самостоятельно определять признаки предметов в любой деятельности. От того, насколько хорошо развита сенсорика, зависит готовность ребёнка к школе и успех дальнейшего обучения.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Где лучше развивать сенсорику - дома или в развивающем центре?
Эффективно развивать сенсорное восприятие можно как дома, так и со специалистами центров раннего развития. Однако у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы.
В чем плюсы самостоятельных занятий с малышом?
это бесплатно;
никто не знает ребёнка лучше, чем родители. Вы в курсе предела возможностей малыша и знаете, в какое время занятия пройдут наиболее продуктивно;
знания усваиваются в течение всего дня. Некоторым детям тяжело на 30-45 минут сконцентрироваться на уроке, потому что мозг перегружается информацией и плохо усваивает материал. Занимаясь дома, можно распределять занятие так, как удобно маме и ребёнку. Например, позаниматься немного после завтрака, ещё чуть-чуть после обеда, на прогулке или перед ужином.
А теперь о минусах:
не у всех родителей есть время, чтобы проводить занятия каждый день;
у взрослых, как правило, не хватает знаний и опыта для проведения уроков, а это значит, что такие занятия будут малоэффективны;
часто дети хуже занимаются дома, чем в студиях раннего развития. Все дело в обстановке, которую организовывают в центрах для занятий с детьми. Дома есть определённые правила, а занятия проходят по строгому плану. Также дети не воспринимают маму как учителя и пытаются всячески манипулировать, чтобы избежать занятий.
Сенсорное развитие в центре раннего развития
Сначала рассмотрим плюсы занятий в таких учреждениях:
с ребёнком занимается человек со специальным образованием, знающий возрастные особенности детей и выстраивающий урок с опорой на это;
для малыша составляется индивидуальная программа, которая учитывает его сильные и слабые стороны, особенности характера и запросы родителей;
в центре создана идеальная предметно-развивающая среда. Не у всех есть возможность создать подходящие условия для развития ребёнка (маленькая жилплощадь, проживание с родственниками и т.д.);
можно выбрать центр на свой вкус;
занятия проходят и в небольших группах и индивидуально.
А какие же минусы есть у студий раннего развития?
не каждый может позволить себе регулярные занятия, так как это удовольствие не из дешёвых;
есть шанс нарваться на некомпетентного педагога. Бывает и такое, что ребёнок попросту не хочет идти на контакт с учителем;
в некоторых центрах пытаются продать как можно больше услуг, поэтому навязывают родителям дополнительные занятия и кружки.
Игры и упражнения для сенсорного развития ребёнка
Прежде чем приступать к играм и упражнениям, обязательно учитывайте особенности возраста и характер малыша.
Развитие зрения и восприятия цвета
Для сенсорного развития детей дошкольного возраста используются отдельные внешние свойства предметов и явлений. Это помогает обратить внимание ребёнка на изучаемый предмет, учит выделять, определять и применять полученные знания в играх и жизни.
«Зажги лампочку»
Такая игра развивает зрительные ощущения и формирует представления о свете и темноте. Для занятия вам понадобится настольная лампа или торшер. Правила игры очень простые, как раз то, что нужно для детей раннего возраста. Ребёнок (с подсказкой родителя) поочередно включает и выключает свет. Задача взрослого – как можно эмоциональней озвучивать действия малыша: «Выключил свет…», «Ой, стало так темно…», «Ура! Свет включился..» и т.п.«Солнечные зайчики»
Упражнение помогает закрепить знания о свете и темноте. В солнечный день поймайте с помощью маленького зеркальца солнечный луч и обратите внимание ребёнка на блики солнца, которые пляшут по стене, полу и потолку. Затем предложить малышу попытаться поймать солнечного зайчика.
«Сорока-воровка»
Забава развивает зрительные ощущения, формирует представления о блестящих и переливающихся предметах. Для игры возьмите блестящие вещи (зеркало, кольца с камушками, шарик из фольги, перламутровые камушки для аквариума, монету, ключ, металлическую ложку и т.д.), пластиковую банку, полиэтиленовую плёнку и мелкие пластиковые игрушки.
В начале занятия покажите ребёнку, как могут переливаться и блестеть разные предметы в свете солнца. Затем перемешайте их, предложив малышу выбрать среди них блестящую вещь и назвать её. Потом расскажите, кто такая сорока и почему её называют воровкой. Пусть ребёнок представит, что он волшебным образом превратился в эту птицу и должен найти и собрать все переливающиеся предметы в комнате. Чтобы игра стало ещё интереснее, собирайте вещи под весёлую заводную музыку. Затем рассмотрите собранную «добычу» и проверьте её на блеск под светом лампы. Обратите внимание малыша, что все предметы блестят по-разному: одни более ярко, а другие намного тусклее.
Слуховое развитие
«Найди пару»
Такая развивашка тренирует внимание и умение определять на слух одинаковые звуки. Сначала сделайте звуковые коробочки (это могут быть футляры из-под киндеров или спичечные коробки с наполнением из круп, камешков, пуговиц и других мелких предметов). Обратите внимание, что они обязательно должны быть парные. Затем предложите малышу послушать, как звучит каждая коробочка, и определить, какие из них шумят одинаково.
«Тише, мыши, кот на крыше»
Эта игра научит обращать внимание на те звуки, которые обычно незаметны, а также поможет потренировать самодисциплину и развить слух. Попросите ребёнка представить, что он стал мышкой и ему нужно спрятаться от кошки. Для этого нужно сидеть очень-очень тихо и слушать тишину. После этого вместе обсудите, какие звуки ребёнок слышал в это время: тиканье часов, своё дыхание, шум холодильника и т.д.
«Что звучит»
Занятие развивает слуховое восприятие и помогает выучить названия разных музыкальных инструментов. Для игры возьмите металлофон, бубен, маракасы, погремушки, флейту, губную гармошку, барабан и попросите малыша встать к вам спиной. Сначала вы издаёте звук каким-нибудь музыкальным инструментом, а потом ребёнок должен понять, что сейчас прозвучало.
Восприятие размера и форм
«Игра в прятки»
Знакомит с плоскими геометрическими формами на практике и учит подбору правильной формы. Вам понадобится доска Сегена (или другая, похожая на неё дидактическая игра со скрытыми формами). Играя, вы предлагаете ребёнку спрятать картинку, вставив фигурки в углубления на свои места: «Смотри, здесь рыбка. Она хочет поиграть с тобой в прятки. Ты поможешь ей спрятаться? Спрячь рыбку под нужной формой». Такие развивашки в лёгкой непринуждённой форме учат малыша новому и закрепляют знания.
«Шар и куб»
Игровое упражнение знакомит с геометрическими фигурами. Для занятия понадобится 3D модель куба и шара или игрушки, схожие по форме. Покажите их и расскажите про свойства: «Посмотри, это шар. Он круглый и катится вот так. А это куб, попробуй покатать его, как шар. Не выходит? Это потому, что его стороны плоские, ведь у куба есть углы». Обязательно дайте ребёнку покрутить фигуры в руках, рассмотреть и постучать по ним.
«Вкусное угощение»
Такое занятие обучает ребёнка подбору нужной формы с помощью зрительного соотнесения. Для игры возьмите мягкие игрушки, печенья разных форм (круглые, квадратные, треугольные, в форме сердца и т.д.) и листы картона, вырезанные в форме печений. Сначала перемешайте все сладости, а потом предложите детям угостить ими игрушки: «Кто же пришёл к нам сегодня в гости? Зайчик, медвежонок и кукла Маша! Давайте угостим всех печеньями, только для начала нужно разложить их по формам. Мишка кушает только квадратное печенье, а кукла Маша – круглое».
Восприятие запаха и вкуса
«Что за продукт?»
Игра развивает умение различать запахи и соотносить их с объектом. Подготовьте маленькие чашечки и разложите в них кусочки ярко пахнущих фруктов или овощей. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить, что лежит в тарелочке. После того, как малыш назвал продукт, дайте попробовать его на вкус.«Съедобное-несъедобное»
Эта забава учит определять по запаху съедобное от несъедобного. Возьмите лягушку или любую игрушку и стаканчики. В одни положите кусочки лука, апельсина, лимона, хлеба, кофе, а в другие – мыло, шампунь, туалетную воду, зубной порошок. Потом расскажите историю, что к вам гости прискакала лягушка. Но в её реку сливали отходы с завода, потому она потеряла нюх. Теперь ей очень нужна помощь ребят. Предложить детям помочь гостье и определить по запаху, что можно кушать, а что нет.«Найди пару»
Развивашка поможет сопоставить разные вкусы с продуктами питания. Для занятия сделайте картинки с едой (лимон, клубника, рябина) и карточки, на которых описан вкус (кислый, сладкий, горький). Предложите ребёнку подобрать к каждой картинке карточку с нужным вкусом (лимон – кислый, клубника – сладкая, рябина – горькая).
Моторика
«Дорисуй пластилином»
Полезная и интересная идея для развития мелкой моторики, которая учит подбирать цвета. Сделайте контурные картинки овощей и фруктов с отсутствующими фрагментами цвета и подготовьте разноцветный пластилин. Задача малыша – подобрать к каждой карточке нужный цвет и «закрасить» её, размазывая пластилин.«Бусы для мамы»
Занималка отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка составлять цепочку по схеме. Для игры возьмите шнурок с твёрдым концом, бусины разного цвета и размера, а также подготовьте карточки со схемами нанизывания (чередование цветов, размеров, форм и т.п.). Сначала показываем малышу картинку, по которой ребенок должен собрать бусы, а потом просим его сделать украшение для мамы, о котором она давно мечтала.«Картина из песка»
Задание для усидчивых, которое отлично развивает мелкую моторику. Вам понадобится цветной песок, картон и клей-карандаш. Сначала волнистыми линиями нанесите на картон клей, а потом предложить ребёнку засыпать весь лист разноцветным песком. Когда все будет готово, попросите малыша перевернуть картон и посмотреть, что получилось.
Тактильные ощущения
«Волшебные коробочки»
С помощью этой идеи можно познакомить ребёнка с сыпучими предметами и развить мелкую моторику в игровой форме. Вам понадобятся контейнеры разного размера, которые нужно наполнить крупой, песком, камушками, бусинками, а также воронка и мелкие игрушки. Сначала предложить малышу пересыпать крупу из одной миски в другую с помощью совочка, а потом попросите насыпать всё в воронку. В конце занятия устройте совместные «раскопки», стараясь отыскать спрятанные в песке игрушки.«Волшебная жидкость»
Идея для самых любознательных, которая познакомит с необычными свойствами неньютоновской жидкости. Чтобы получить магическую смесь, смешайте крахмал с водой в тазике и начните эксперимент. Попросите малыша испытать раствор: медленно опустите в него руки и попробуйте стукнуть по нему кулаком. Что из этого получится и как реагирует жидкость? Объясните ребёнку, почему при ударе поверхность становится твёрдой.
«Платочки для кукол»
Занимательное упражнение учит малыша находить одинаковый материал на ощупь. Для занятия подготовьте несколько куколок в одежде из разных материалов (мех, лён, шёлк, бархат), а также отрезки (платочки) из тех же тканей. Задача ребёнка – подобрать каждой кукле верный платочек, потрогав наряд.
Проблемы и нарушения сенсорного развития и их причины
Сенсорное развитие не всегда соответствует норме. Причин, которые приводят к нарушениям в этой сфере, очень много. К основным можно отнести:
травмы спины или головы, травмы, полученные во время родов (гипоксия, защемления и т. д.);
инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком во внутриутробный период;
вирусные или инфекционные заболевания, которая были у матери во время беременности, а также другие патологические состояния;
недоношенная беременность.
Также нарушения сенсорного развития всегда сопутствуют таким диагнозам, как ДЦП, синдром Дауна, СДВГ, аутизм, слепота, глухота, умственная отсталость, параличи и парезы.
Существует ряд признаков-сигналов, которые говорят о нарушениях в сенсорном развитии. Обратите внимание, если ребенок:
- боится или вздрагивает от громких звуков, закрывает уши руками;
- боится яркого света;
- часто падает и бьётся головой, неуклюж и плохо держит равновесие;
- избегает прикосновений;
- не может определить, откуда исходит звук;
- не понимает инструкций, которые дают родители;
- путает лево и право;
- не чувствует дискомфорта, если одежда на нём надета неправильно или испачкана;
- не определился с ведущей рукой после 5 лет (левша или правша);
- не может усидеть на месте или, сидя на стуле, раскачивается;
- поворачивается всем телом к источнику звука вместо того, чтобы повернуть только голову;
- не удерживает взгляд на движущемся предмете;
- избегает общества других детей, любит играть один;
- имеет проблемы с обучением.
Как улучшить восприятие
Если у малыша подтвердилось нарушение сенсорного развития, обратитесь за помощью в специализированный центр. Там подскажут, как эффективно выстраивать занятия для налаживания сенсорного восприятия. Перед тем, как составить для ребёнка образовательный маршрут, специалисты сначала проведут диагностику. Она определит все сильные и слабые стороны малыша, покажет, на что именно делать упор и какие сферы восприятия нужно развивать в первую очередь. Задача родителей – следовать указаниям и рекомендациям специалистов и помочь ребёнку как можно быстрее достичь прогресса.
Айкьюша и команда