Пальчиковые игры

пальчиковая гимнастика

Как легко и эффективно развить речь у ребёнка? Наверняка многие родители хоть раз задавались этим вопросом. Сегодня мы расскажем о действенном, но при этом доступном и увлекательном средстве ― пальчиковых играх. 

Пальчиковые игры ― уникальный способ развития детской речи. Это движения пальчиками и кистями рук, которые сопровождаются стихами или песенкой. Такие игры прекрасно развивают мелкую моторику ребёнка. А между развитием моторики и мышлением малышей существует связь, которая была доказана учёными и психологами. Разучивая стихотворные тексты, дети становятся более внимательными, а их речь ― более точной. 

Простые и весёлые пальчиковые игры также хорошо расслабляют мышцы рук и снимают усталость. На занятиях рисованием или при обучении письму такие игры пальчиками станут замечательной паузой и помогут снять напряжение.

Упражнения с пальчиками укрепляют отношения взрослого и ребёнка. Дети очень любят игры, а если в них участвует взрослый, то такие занятия становятся более эффективными, потому что малыши чувствуют поддержку.

пальчиковые игры

Наряду с развитием мелкой моторики и речи пальчиковые игры обучают новому, так как в них можно вплетать информацию по заданной теме. Например, существуют игры на изучение природных явлений, животных, растений, профессий, счёта, частей тела и других тем.

Условия проведения пальчиковых игр

Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:

  1. Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.

  2. Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия  похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.

  3. Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.

  4. Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы. 

  5. Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)

  6. Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые. Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.

игры утка

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ребёнок играет на коленях взрослого либо отдельно. Взрослый показывает движения на своих пальцах, затем на пальчиках малыша и после даёт возможность повторить их самостоятельно.

Пальчики

Первый пальчик ― дедушка,

Второй пальчик ― бабушка,

Средний этот ― папочка,

Этот ― ласковая мамочка,

Этот пальчик-крошка ― сыночек или дочка. 

(Ребята по очереди загибают пальцы).

Веер

Светит солнце ярко-ярко,

Стало вдруг ребятам жарко.

Веер быстро мы достанем,

И прохладней сразу станет!

(Кулачки ― солнышко ребята разжимают и прямыми ладонями-веерами машут у лица).

Жук

Я  весёлый майский жук

И летаю тут вокруг.

Над полянками кружу

И с букашками дружу.

(Дети загибают три средних пальца, мизинец и большой палец остаются прямыми. Прямыми пальцами ― усиками жука ребята шевелят).

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет 

Учат внимательно слушать речь взрослого, понимать её и повторять движения самостоятельно. 

Утка (Утята)

У берега утка так важно плывет,

И деток-утят увлеченно зовет:

“Бегите ко мне, пора вам купаться!

В тёплой воде идите плескаться!”.

Вот первый услышал, и сам прибежал.

Второй пас червей и чуть-чуть опоздал.

А третий утенок купальник забыл,

Он с братом четвертым домой заходил.

Как пятый утенок братишек догнал,

Он поторопиться им всем приказал.

(Мама-утка ― согнутая в локте левая рука. Четыре пальца соединены с большим наподобие клюва. Дети-утята ― это вторая согнутая рука. Когда называем утят по порядку, пальцы сгибаются к матери ― левой руке).

Очки

Очки у бабушки пропали!

Внучата, знать, озорничали.

Бегите их скорей искать,

Чтоб вам же сказку почитать!

(Соединяем большие пальцы рук с остальными и образуем колечко, подносим эти колечки к глазам).

Стул

Одна спина, четыре ножки.

Ну, посидим с тобой немножко?

(Дети держат левую ладонь вертикально, к нижней части приставляют правую руку,  которую сжимают в кулачок. Если ребята легко и быстро справляются, то меняют положения рук на счёт взрослого). 

Стол

Четыре ножки у стола,

Идём-ка чай пить, детвора! 

(К сжатой в кулачок левой руке дети сверху кладут раскрытую ладонь правой руки, образуя стол. Меняют положения рук по очереди).

пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет 

Игры усложняются, появляются новые фигуры и движения, которые ребёнок выполняет самостоятельно, смотря на движения взрослого и повторяя их.

Паучок

По веткам паучок ходил,

Он деток за собой водил.

(Дети скрестили руки. Пальчики каждой руки "бегают" по плечам).

Вдруг с неба сильный дождь полил,

И паучков на землю смыл.

(Ребята хлопают по столу или коленям раскрытыми ладонями).

Вот солнышко опять взошло,

И стало паучкам тепло.

(Дети обмахивают себя ладонями - жарко).

Все вверх, на дерево, ползут

Они ребят с собой зовут.

(Пальчики “ползут” от коленей к плечам).

Кукушка

Кукушка на базар пошла,

(Дети “шагают” указательным и средним пальцем).

С собой корзиночку взяла.

(Складывают ладони ковшом).

Кукушка груши покупала,

(На вытянутую ладонь левой руки складывают правой груши).

Корзинка на пол вдруг упала!

(Хлопок по левой ладони).

И покатились груши прочь,

А сможем птичке мы помочь? (Большой палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак ― класс).

Дом

Стук - стук, стук да стук,

Раздаётся где-то звук.

(Дети ритмично стучат).

Стучат молотки, строят дом для лисят.

А какой они хотят?

Хотят стены высокие 

И двери дубовые. 

(Ребята ставят свои ладошки вдоль щёк).

Чтоб были окна велики (ладони закрывают лицо),

Крепки железные замки.

(Дети сжимают пальцы в замок).

 утка игры

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Барашки

Пободаться утром рано

Вдруг решили два барана.

(Дети ставят указательные пальцы вертикально у лба).

Навострили ведь рога,

Встали словно два врага.

Очень долго так бодались 

(Ребята качают головами с “рогами”),

Откуда только силы взялись?

(Дети разводят руки).

Но к обеду перестали

И к кормушке вместе встали.

(Ребята подносят невидимую ложку ко рту).

Подкрепиться срочно надо

И идти обратно в стадо.

Гроза

Тучка тёмная пришла

Грозу с собою привела.

(Ребята подносят ладони к щекам).

Звонко очень гром гремит

Крепко спать нам не велит.

(Дети хлопают руками, можно ещё топать ногами).

Сверкают молнии в ночи,

И песен не поют сверчки.

(Ребята делают движение молнии в воздухе).

Потом и сильный дождь полил.

(Дети барабанят пальцами по столу или коленям).

Всю пыль с дорожек быстро смыл.

(Ладонью делают плавное движение, словно смахивают крошки со стола).

Проснулись утром ― красота!

Повсюду свежесть, чистота.

Варим компот

Мама варит нам компот.

Что в него она кладёт?

Груши, яблоки, малину

И совсем немного тмина.

(На каждый фрукт дети загибают пальчики).

Пару слив, вишневый сок,

И белый сахарный песок!

(В раскрытую “ковшом” ладонь сыпят сахарный песок, потом всё “помешивают”).

Готов отличнейший компот,

Кто раньше всех его допьёт?

(Ребята производят движения руками, словно  пьют компот).

пальчиковая гимнастика для детей

                                                  

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет 

Эти игры помогают в подготовке руки к письму, активно знакомят с новой информацией, расширяя кругозор.

Повар

Готовил повар обед,

И вдруг отключили свет.

(Ребята закрывают ладонями глаза.)

И как же работать теперь,

Если даже не видно дверь?

(Разводят руками).

Но повар не унывает ―

Наощупь продукты он знает!

Смело щуку руками берёт (дети большим и указательным пальцами делают хватающее движение),

И в кастрюлю с компотом кладёт.

Вместо мяса на сковородке

Он в тесте зажарил селедку,

(Кладут раскрытые ладони на колени с хлопком).

И сахар засыпал в бульон.

Собою доволен он!

(Ребята хлопают в ладоши).

Сад

Садовник утром рано встал,

Помидоры подвязал.

(Дети сцепляют ладони друг с другом).

Собрал ежевику

И полил клубнику.

(Ребята изображают капли дождя по раскрытой ладони).

Прополол редиску (дети “дёргают” и “выбрасывают”),

Принёс салата миску.

Вроде сделал всё, ура!

(Ребята поднимают руки вверх).

Поливать опять пора.

(Указательный палец прикладывают к щеке ― изображают вопрос).

Как мы видим, существует немало способов сделать процесс обучения несложным, доступным и увлекательным. Пальчиковые игры ― один из таких способов. Вы можете использовать готовые игры, можете проявить фантазию и придумать их самостоятельно. Главное, чтобы эти упражнения с пальчиками были регулярными и доставляли детям удовольствие.

автор и педагог iqsha

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Понравилось? Поделитесь с друзьями: