Что такое мелкая моторика?
В последние годы родители нередко слышат о важности мелкой моторики детей и её обязательном развитии. Почему она так важна?
К мелкой моторике относят различные движения пальцев и жесты, включая простейшие (хватание малышом погремушки) и сложные (навыки письма, рисования и др.).
Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, если руки малышей “в норме”, то и их речь тоже. Навыки мелкой моторики являются залогом точных, скоординированных действий, которые необходимы ребёнку, чтобы научиться самостоятельно кушать, одеваться, писать, рисовать и пр.
Основная функция мелкой моторики – развитие речи, но вместе с тем она способствует становлению мышления, воображения и памяти.
Способности к улучшению мелкой моторики у детей не развиваются самостоятельно, поэтому задача взрослых – помочь детям и организовать обучение так, чтобы оно приносило и пользу, и удовольствие.
Игры на развитие мелкой моторики
Игра – это ведущая деятельность дошкольников, поэтому и развивать мелкую моторику лучше всего в формате игр. Мы подобрали для вас самые разнообразные и популярные упражнения для увеличения подвижности пальцев. Вы обязательно найдёте среди них те, которые подойдут именно вашему ребёнку.
Прокатываем шарики
Дети должны зажать ладошкой шарик или маленький мячик и катать его по столу или игровому полю со специально нарисованными дорожками. Важно соблюдать единственное правило – шарик не должен выскальзывать, и его нужно прокатить по игровой дорожке, не отрывая ладони. В последующем можно усложнить игру и прокатывать предмет одним пальцем.
Если ребёнку пока сложно выполнить задание, используйте обычный карандаш: катайте его между ладошками. Как только дошкольник начнёт легко справляться, переходите на шарик.
Складывание игрушек
Отлично помогает подготовить ребёнка к сортировке. Задача проста – собрать в прозрачный контейнер мелкие игрушки. Для этого используем сначала обе руки, а затем или только правую, или только левую. Сначала можно складывать всеми пальцами, а потом только большим и указательным (“пинцетный захват”).
Сортировка предметов
Сортировка происходит эффективнее в игровых ситуациях. Например, “куколка Надя потеряла бусинки, а зайчик Котя – пуговицы, помоги им найти свои предметы”. Ребёнку ставится задача – распределить все пуговки и бусинки и помочь героям. Делать это нужно только двумя или тремя пальчиками (щепотка), остальные должны быть согнуты к ладони.
Сортировать можно что угодно, любые мелкие предметы: фасоль, гречку, горох, рис, макароны, ракушки, шарики, камешки и прочее, что найдётся под рукой. Разумеется, маленькие дети должны распределять их только под присмотром родителей.
Постепенно усложняйте игру и добавляйте предметы для сортировки: 2 группы, 3 группы, 4, 5, 6 и так далее. Если вы не можете найти подходящие предметы, готовые сортеры можно приобрести в любом магазине игрушек.
Игры с песком
К ним относятся пересыпание и рисунки на песке. Можно просто пересыпать из одной миски в другую, а можно использовать воронку, ложки, совочки. Понемногу повышайте сложность задания: пусть ребёнок попробует наполнить песком посуду с узким горлышком, используя в начале воронку, а позднее без неё. Вместо песка можно использовать мелкие крупы, например, пшеничную или манную.
Ещё один увлекательный вариант игры – рисование пальцем на песке. Дошкольники очень любят такое занятие! Рисуйте каждым пальчиком по очереди линии, фигуры и любые рисунки, которые придут в голову. Затем можно обводить контуры букв и цифр, обучаясь чтению и счёту.
Игры-шнуровки
Такие игры можно использовать в различных вариантах. Это могут быть готовые шаблоны из магазина, либо сделанные из подручных предметов.
Задача такова – вдеть шнурок или верёвочку в нужное отверстие, создав узор или картинку, а после распутать. Неважно, сюжетная ли это игра, детали одежды на кукле или старый ботинок, который нужно зашнуровать. Главное, регулярность таких игр, ведь навык работы с узкими верёвочками позднее будет очень полезен.
Игры с бумагой
Игры этого вида предполагают два основных действия: мять и рвать.
Когда дошкольники рвут бумагу, они развивают силу пальцев, точность глазомера и координацию движений. Предложите ребёнку порвать листы бумаги, которые вы заранее подготовили, сначала произвольно, а после по нарисованным линиям или по форме геометрических фигур.
Смятие бумаги хорошо развивает силу рук. Получившиеся бумажные шарики или комочки можно использовать для аппликаций, бросать их с расстояния в корзину (развивает координацию движений и меткость) или для последующей игры в “поиск сокровищ”.
Хорошо вместе с ребёнком также отработать обратное действие – расправить смятый листок. Устройте соревнование: сомните и распрямите листочки на скорость!
Перелистывание страниц книги можно отнести к занятиям с бумагой. Однако без сюжета эту деятельность сложно назвать игрой, так как перелистывание требует контроля взрослых: дошкольник может случайно порезаться листом бумаги или порвать страницу.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
“Поиск сокровищ”
Представляет собой игру с нахождением спрятанного предмета. Что можно превратить в “сокровище”?
В смятую ранее при игре бумагу можно положить небольшие игрушки, которые очень нравятся ребёнку. Для этого также сгодятся фантики от конфет, фольга от шоколадки, небольшие кусочки ткани, которые можно затянуть в форме мешочка и закрепить резинкой. Мелкие “сокровища” можно ещё закопать в песок, крупы, макароны, облепить пластилином.
Остались пустые коробки? Спрячьте туда игрушки покрупнее и разложите по разным местам, давая небольшие подсказки для поиска, а в самую последнюю положите небольшой подарок. Такие игры дети очень любят и ждут!
Пластилиновые игры
В первую очередь, для развития мелкой моторики полезно разминать пластилин. Пусть дошкольник крепко сжимает его, перекладывает с одной руки в другую, сначала используя всю ладошку, а затем только большой и указательный пальцы.
Во-вторых, важно отрабатывать навык лепки мелких деталей: шариков и колбасок. Из получившихся элементов можно потом слепить любимых животных и героев или предметы окружающего мира.
Ещё один вариант игры – размазывание пальцами пластилина на листе бумаги, картона или любой твёрдой поверхности. В такое полотно хорошо вдавливать мелкие предметы: бусины, крупу, орехи, семена, мелкие ракушки и камешки, создавая интересные сюжетные картины.
С этим материалом можно придумать множество игр, потому что он пластичный, лёгкий и имеет много разнообразных оттенков. Проявите немного фантазии, тогда развитие мелкой моторики будет происходить увлекательно и легко.
Волчки
Первое, что приходит вам на ум, когда вы встречаете это слово? Конечно, юла! Это не самая популярная у дошкольников игрушка, но, несомненно, полезная. Благодаря ей дети понимают, как запускать волчки, отрабатывают этот навык, а затем применяют его на других предметах.
В качестве волчков можно использовать детали пирамидки, шарики, крышки от бутылок и банок, пластиковые миски, пуговицы, фишки и др.
Игры с крышками
Крышки от банок и бутылок – очень интересный для развития моторики предмет. Задача ребёнка проста – нужно открутить крышку, а после закрутить обратно. Подготовьте крышки от разных банок и бутылок и попросите малыша закрутить их на подходящие по размеру ёмкости.
Если дошкольник быстро справляется, можно играть на время, добавив соревновательный момент.
“Красивое ожерелье”
Суть игры – нанизывание различных предметов на шнурок. Это могут быть бусины с большими отверстиями, шпульки, катушки от ниток, крупные макароны, обрезанные пластиковые трубочки, кольца от занавесок, детали от конструктора – всё, что найдёте под рукой.
Сначала ребёнок собирает все предметы на верёвочку, затем разбирает. В следующий раз можно нанизывать детали в другой последовательности, например, надевая их от самого маленького к самому большому или сортируя по цветам. Усложните задачу и подготовьте схемы для разных ожерелий, пусть дошкольник постарается им следовать.
Подготовленным игрокам предложите собрать бусы за определённое время, от 30 секунд до 2-3 минут.
Бытовые задачи
Цель родителей – научить ребёнка в увлекательной игровой форме навыкам самообслуживания, потому что к 7 годам дошкольник должен уметь сам одеваться, завязывая шнурки и застёгивая все пуговицы, молнии и кнопки.
Для ребёнка 3 лет справиться с пуговицами – задача пока непростая, но постоянная тренировка навыка делает её посильной, а затем лёгкой.
Давайте своим детям возможность почаще одеваться самим, отведя чуть больше времени на сборы, и тогда результат не заставит себя ждать! Можно приобрести бизикуб или бизиборд со шнуровками и молниями, крючками и пуговицами, так прогресс станет ещё ощутимее.
Конструкторы
К ним относятся игры с пазлами, разнообразными готовыми деталями конструктора, мозаики, а также со счётными палочками.
Выбирайте конструкторы с разными креплениями деталей, это хорошо разнообразит игру.
С помощью счётных палочек и кусочков мозаики дошкольники могут выкладывать разные геометрические фигуры и рисунки, собирая сначала по образцу, а после произвольно или на слух. Помимо развития мелкой моторики такие игры помогают заложить представления о математике и развить логику и пространственное мышление.
Пальчиковые игры
Это ещё один прекрасный способ для развития моторики. Подробнее о нём вы прочитаете в нашей статье "Пальчиковые игры".
Раскраски
Это одно из самых доступных средств для развития мелкой моторики. Приобрести готовые раскраски можно в любом книжном или детском магазине, либо распечатать нужные из сети. Важно лишь учитывать возраст дошкольника: чем старше ребёнок, тем более мелкие и детальные картинки могут быть. Для малышей подойдут простейшие картинки и несложные геометрические фигуры.
Распечатайте раскраски от Айкьюши:
Помните, что для качественного развития мелкой моторики важно соблюдать несколько условий:
- Регулярность. Игры и упражнения для развития мелкой моторики должны быть регулярными. Для игры вполне достаточно 5-7 минут в день.
- Соответствие возрасту и интересам дошкольника. Если ребёнок не любит песок, не нужно принуждать к работе именно с ним. Используйте бумагу, пластилин, собирайте пазлы и конструктор, делайте украшения из подручных средств или ищите сокровища.
- Позитивный настрой. Ребёнок должен быть в хорошем и спокойном настроении.
- Контроль взрослых. Все игры и забавы с мелкими предметами должны проводиться только под присмотром взрослых!
Играйте в любимые игры, придумывайте собственные, изобретайте поделки, пробуйте новое и развивайте мелкую моторику своего ребёнка. Больше идей для совместного досуга — в нашей статье "Развивашки для детей".
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений