Наш мозг - это своеобразный центр управления. Развитие этого органа зависит не только от набора генов, но и от внешних факторов. Так, например, серьёзные болезни и травмы в младенческом возрасте могут стать причиной недоразвития определенных мозговых структур или же затормозить их развитие. Тогда уже без помощи специалистов не обойтись. Родителям важно осознавать, что развитие мозга - это длительный процесс, на который можно влиять для достижения максимального потенциала ребёнка.
Как развивается мозг ребенка
Немного углубимся в анатомию. Головной мозг - это орган, который находится внутри черепа и управляет человеком. Он состоит из миллиардов нервных клеток, называющихся нейронами. Те соединены между собой отростками, под названием синапсы. Нейроны и синапсы образуют сеть, которая обрабатывает всю информацию. Её можно сравнить с интернетом. Мозг начинает формироваться уже в первый месяц беременности. Однако большая часть его развивается уже после рождения. К моменту рождения мозг человека сформирован лишь на 25%. В первый год жизни он растёт очень быстро. Чтобы “переваривать” весь объём информации, ребёнку требуется масса энергии, поэтому до года дети очень много спят. Однако “центр управления” годовалого малыша пока ещё имеет очень маленькое количество зрелых контактов между нейронам.
Процесс образования синаптических структур проходит на протяжении нескольких лет. Так, например, у шестилетки будет примерно в два-три раза больше контактов между нейронами, чем у взрослого человека. Но часть их так и не станет прочными нейронными дорожками. Учёные доказали, что все процесс созревания мозговых структур завершится лишь к 23 годам.
Центральная нервной системы ребёнка формируется от простого к сложному. С момента рождения мозг решает трудные задачи, выстраивая сложные цепочки нейронов и координируя их работу. Именно поэтому младенцы не рождаются со знанием языка родителей и способностью передвигаться.
Как же развивается мозг? Можно выделить четыре этапа:
от 0 до 10 лет
Период “большого взрыва”, когда нейроны стремятся установить максимальное количество связей между собой. Представьте, в голове маленького человека ежесекундно строятся миллионы синапсов. Это период глобального обучения!
с 10 до 18 лет
В этом возрасте мозг отбирает нужные нейронные связи. Нервный поток приобретает наивысшую скорость, превращая подростка в уязвимого индивидуума. Иначе говоря, в этот период наш “центр управления” превращает в высокоскоростные кабели передачи данных только полезные для себя связи. Так происходит специализация.
с 20 до 60 лет
Мозг завершает свое формирование в районе 23-25 лет. Но процесс создания новых связей не утрачивается, он продолжается всю жизнь. Это хорошая новость, не правда ли!
с 60 лет
Работа обоих полушарий продолжается, но уже не в таком реактивном режиме, как раньше. Однако не стоит отправлять нейроны на пенсию. Адекватная интеллектуальная нагрузка будет создавать положительную среду для сохранения пластичности мозга и всех познавательных процессов.
Что влияет на развитие мозга
Изучая головной мозг, его строение и особенности формирования, учёные пришли к выводу, что на процесс его развития влияет множество факторов. Среди них:
Генетика. Наследственность играет важную роль в развитии нашего “процессора”. Генетические особенности влияют на формирование когнитивных способностей, скорость обработки информации и создание нейронных связей.
Питание. Полноценное, качественное питание улучшает работу головного мозга.
Сон. Он крайне важен в младенческом возрасте. Пока малыш спит, его мозг обрабатывает информацию, полученную во время бодрствования, и строит новые нейронные связи.
Физическая активность. Движения способствуют улучшенному кровотоку, дают новую информацию об окружающем мире и возможностях собственного тела. Всё это благоприятно влияет на процесс роста головного мозга в детском возрасте.
Окружающая среда. Качество воздуха, воды имеет важную роль для всего организма ребёнка, в том числе и “центра управления”.
Социально-бытовые условия. Создание благоприятное среды для ребёнка, отсутствие обстоятельств, способных оказать негативное влияние, имеют большое значение в развитии головного мозга малыша.
Эмоциональное состояние. Положительные эмоции, спокойная атмосфера в семье наилучшим образом влияют на работу мозга ребёнка и его способности к обучению.
Химические вещества. На работу нашего “суперкомпьютера” негативно влияют токсины и некоторые лекарства. Алкоголь, никотин, наркотические средства тормозят и наносят огромный вред головному мозгу человека.
Как игра помогает развивать важнейшие функции мозга
Игра - это наиболее важный аспект детского развития. В игре малыши усваивают разнообразные навыки, которыми пользуются во взрослой жизни. Когда ребёнок играет, он изучает мир, развивает фантазию, учится адаптироваться к жизненным ситуациям и решать проблемы, развивает социальные навыки, улучшает моторику.
Во время игры дошкольник сосредоточивается на целях и правилах игры, следит за другими участниками, учится принимать быстрые решения. Благодаря этому улучшается концентрация и устойчивость внимания.
Ещё одна важная функция мозга - память. Ребёнок должен запоминать правила, а также наблюдать за ходом игры и усваивать информацию об окружающих предметах. Познавательные забавы, особенно те, которые требуют запоминания информации, могут помочь улучшить память и повысить способность к обучению.
Практически все игры для развития мозга для детей учат принимать решения на основе анализа и рассуждений, находить пути достижения цели. Такая деятельность совершенствует логическое мышление, которое помогает ребёнку справляться с повседневными задачами и проблемами.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Способность детей представлять себя во время игры рыцарями, неведомыми животными или героями мультфильмов развивает воображение, фантазию и раскрывает творческие способности.
Эффективным способом стимулирования мозговой деятельности у детей можно назвать развивашки, которые прокачивают креативность, логическое мышление и способность к принятию решений. К ним относятся головоломки, логические задачи и стратегии, требующие просчитывания ходов наперед. Также игра оказывает огромное влияние на развитие речи. В процессе игры дети узнают новые слова, учатся строить предложения, вести диалог и коммуницировать друг с другом.
Полезные занятия для развития мозга
Такие задания учат мыслить, запоминать информацию, развивать мелкую моторику и усваивать новые навыки. Важно помнить, что упражнения для развития мозга для детей должны быть познавательными, но при этом интересными.
Дети в младенческом возрасте ещё не способны воспроизводить полученную информацию, но зато усваивают её в гигантских объёмах. Поэтому в это время важно “насыщать” ребёнка - разговаривать, играть, обнимать, читать, петь, создавать адекватную и безопасную окружающую среду.
Для детей в возрасте 1-3 лет для развития мозга подойдут игры на развитие мелкой моторики и координацию движений тела. Также предлагайте забавы на знание фигур, цветов, предметов.
Дошкольники с 4 до 6 лет с удовольствием поиграют в развивашки на воображение, память и пространственное восприятие. Например, попросите собрать разрезанную картинку или пазл, найти отличия на двух похожих изображениях, собрать конструктор по шаблону.
В развлечения также важно включать игры на развития речи и поиск ассоциаций, элементарные математические задачки и простейшие головоломки. Кроме этого, на нервную систему ребёнка положительно влияет прослушивание классической музыки, просмотр произведений искусства, совместное чтение книг.
Все процессы в нашем теле связаны с проводимостью нервных импульсов. Вода - прекрасный проводник электрических импульсов, который насыщает кислородом и улучшает лимфоток. Поэтому желательно перед началом любых занятий выпить тёплой воды.
Также перед выполнением интеллектуальных заданий предложите ребёнку упражнения для развития полушарий мозга для детей. Они способствуют насыщению мозга кислородом и настраивают на продуктивную работу.
Используйте нашу подборку простых и весёлых заданий!
- Шаги на месте
Поднимаем ноги высоко, стараемся локтями или ладонями достать противоположного колени. Такие движения активизируют межполушарные связи и помогают разогнать кровоток.
- “Кнопки мозга”
Правую руку кладём на пупок, левую - на область под ключицей справа и начинаем аккуратно растирать эту точку. Затем меняем руки.
- Массируем уши
Берём каждое ухо пальчиками и растираем сверху вниз 3-4 раза. Потом делаем наклоны тела и потягиваемся.
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Чтобы дошкольник развивался гармонично, необходимо соблюдение определённых условий:
- Физическая активность. Регулярные упражнения и физические активности помогают улучшить кровообращение и питание мозга, а также совершенствовать координацию и моторику. Обычная зарядка по утрам, подвижные игры, спортивные секции - всё это обеспечит ребёнку адекватную физическую нагрузку.
- Образование. У ребёнка должна быть возможность получать новые знания. Обучение поможет развить ключевые навыки и познавательные процессы.
- Игры. Это важнейший способ адаптации малышей к окружающему миру. Игра развивает многие функции головного мозга и способствует его росту.
- Питание. Дети должны получать достаточно питательных веществ, включая белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Полноценная и разнообразная еда очень влияет на рост и развитие мозга у детей.
Что важно знать родителям?
Головной мозг активно формируется ещё до рождения. Поэтому уже на ранних сроках беременности будущей мамочке необходимо оградить себя от стресса, влияния вредных факторов и чрезмерной физической нагрузки. Полноценный сон, сбалансированное питание, бодрость и жизнерадостность - это вклад в здоровье своего малыша.
Первый год жизни крайне важен. У молодых родителей уходит много сил на организацию быта, удовлетворение базовых потребностей младенца, соблюдение режима дня. Но также для малыша необходимо качественное общением с родителями. Разговаривайте, пойте колыбельные, делайте лёгкие массажики, играйте вместе - всё это стимулирует развитие вашего чада. Обеспечьте малышу безопасную окружающую среду, в которой он может самостоятельно брать предметы, играть и взаимодействовать с ними. Отдавайте предпочтение качеству, а не количеству игрушек, которые будут полезными развивашками, а не минутными развлечениями.
Давайте мозгу “работу” - изучайте вместе с малышом мир, учите стихи, путешествуйте и играйте. И тогда, возможно, вы воспитаете будущего Илона Маска, который принесёт миру много новых открытий!
Знания всегда под рукой! Используйте наш сайт и мобильное приложение IQSHA, чтобы учить буквы и цифры, знакомиться с английским и повторять названия животных.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru