На что способен ребенок 2 лет?
- сравнивать предметы между собой: находить общее и различное, объединять по признакам
- слушать, когда взрослый читает ему книгу
- пересказывать содержание коротких и понятных сказок, историй
- употреблять местоимения, предлоги, наречия, прилагательные, соединяя их вместе с существительными и глаголами в грамматически согласованное предложение
- строить вопросительные предложения
- понимать и выполнять двусложные инструкции, к примеру «налей воду в синюю чашку и полей цветок»
- учить и декламировать коротенькие стихи
Что может сделать родитель для развития речи и интеллекта ребенка 2 лет?
- расширять словарный запас: знакомить с животными и их детенышами; называть предметы мебели, одежды и обуви, обихода, объекты и явления окружающего мира («снег пошел, это снегопад», «мы наверху стоим, на вершине горки»)
- корректировать неверно употребляемые слова и фразы, формы и окончания слов
- помогать формулировать более сложные предложения
- задавать разнообразные вопросы и помогать ребенку самому формулировать вопросы об окружающем
- играть в логоритмические игры с движениями
Как перевести слова из пассивного словарного запаса (ребенок знает слово) в активный словарь (ребенок употребляет слово в речи)?
- объяснять значение слова, а если слову соответствует предмет – показывать его если на в реальности, то на картинках
- спрашивать ребенка, что это за предмет и зачем он нужен, и расширять представление о назначении предметов. К примеру, ложечкой можно размешивать сахар в чае, пить лекарство, перекладывать из банки варенье, открывать крышку жестяной банки кофе и т.п.
- употребляйте в своей речи слова, обозначающие признаки предмета – форму, величину, цвет, фактуру. Используйте в домашних занятиях двусложные инструкции: «выбери красный шершавый предмет», «что у нас дома есть зеленое холодное?»
- составляйте развернутые описания картинок: «Вот лягушонок сидит на кувшинке. У него во рту роза. Лягушонок веселый и мокрый, на его шкурке капельки блестят»
- не забывайте рассказывать о событиях дня не только в настоящем времени (мы одеваемся, я варю суп), но и в прошедшем, и в будущем (вчера бабушка приезжала, завтра я пожарю рыбку). Спрашивайте ребенка о том, что он уже делал или сделал и что намеревается делать.
- заменяйте запреты «нельзя» и «не трогай» подробным рассказом о предмете, который заинтересовал ребенка, или о его действиях. «Этот песок очень грязный, и чтобы не пачкать руки, давай перейдем на другую площадку»; «Такая штука называется ваза, она для цветов. Когда у нас будут цветы, мы нальем водичку в вазу и цветы поставим. А просто так вазу не трогай, она хрупкая и быстро разбивается. Будет очень обидно».