Развитие внимания и памяти у дошкольников

Одни из самых важных характеристик, влияющие на способность ребенка к обучению -  это уровень развития внимания и памяти. Доказано, что ребенок проявляет большую внимательность, усидчивость к тому, что ему нравится. То же самое касается памяти, направленной на интересующий ребенка объект. Если дети считают информацию важной или интересной для себя, она будет храниться как память. Но как же быть, если необходимо запомнить слабо интересующий ребенка набор слов? Или начало стихотворения от волнения вылетает из головы?

Есть специальные приемы, позволяющие улучшить запоминание.

Но давайте вначале рассмотрим особенности памяти и концентрации внимания в процессе обучения:

  • стресс блокирует каналы, по которым информация передается и обрабатывается в мозге. Поэтому перед обучением, заучиванием чего-либо обязательно делайте упражнения на расслабление. Это может быть любимая песня, игра с мячом или другое занятие, которое наверняка понравится ребенку и развеселит его. Вы даже можете придумать собственную игру-ритуал. Например, каждый раз начинайте изучение нового материала с коротенькой игры на внимание: по команде «один, два, три – общее найди» ребенок находит общий признак, который его объединяет со взрослым на момент игры. Это может быть элемент одежды, цвет предмета одежды, аксессуар, поза и др.;
  • новизна в процессе преподнесения информации привлечет внимание ребенка и сделает обучение более запоминающимся. Это может быть прослушивание стихотворения перед его заучиванием в актерском исполнении, найденном в интернете, или чтение этого стихотворения родителем с использованием забавной шляпки или игрушки;
  • если ребенок может соотнести новые знания с категорией уже полученных, это скорее всего свидетельствует о том, что они будут прочно выучены. Поэтому помогите новой информации зацепиться за старую. При необходимости помогите ребенку структурировать информацию, повторить старый материал, найти аналогии, сходства и различия;
  • услышав новую информацию, ребенок должен что-то сделать с ней, это необходимо для долгосрочного запоминания. Предложите ребенку повторить вновь услышанное своими словами, или по-другому воспроизвести новые знания (нарисовать, написать).

Но при изучении новых слов или запоминании набора слов этих рекомендаций часто бывает недостаточно. В таком случае на помощь приходит мнемоника - искусство запоминания, основанное на образовании ассоциаций. Попросту говоря, запоминание того, чего не знаешь, на основе того, что знаешь.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Рассмотрим некоторые приемы мнемоники, которые можно использовать на занятиях с ребенком:

1.Задействуйте все органы чувств и движения тела. Если заменить слова, новые термины чем-то более знакомым и простым для восприятия, их будет легче запомнить. Это могут быть зрительные образы, звуки, вкус или запах, жесты. Например, как узнать, «растет» Луна или «убывает»? Приставьте палец к полумесяцу на небе. Если получилась буква «Р», то Луна растет, если не получилась - убывает.

2. Объедините запоминаемую информацию между собой в сюжет.  Например, нужно запомнить набор слов: гора, луна, перчатки, кот, красный, яблоко. Помогите ребенку сложить все эти слова в сказочный сюжет или мультфильм. Чем необычнее и смешнее получится сюжет, тем легче будет запомнить слова. Например, можно сказать «на горе под луной виднелись перчатки, а кот сидел возле красного яблока». Но гораздо интереснее будет: «кот в красных перчатках ел яблоко, когда луна упала с горы». В этом случае, проявив фантазию, ребенок без труда запомнит пять несвязанных между собой слов.

3. Используйте ассоциации при запоминании новых слов или символов. Самые известные задания на внимание из этой методики: «Лебедь напоминает нам цифру 2», «Цвета радуги учим по схеме Каждый Охотник Желает Знать ….». Менее известные примеры: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Так и к каждому плохо запоминаемому слову вы вместе с ребенком можете придумать вашу собственную ассоциацию. Дети часто забывают первое слово стихотворения, которое им предстоит рассказать на утреннике. Придумайте слово-ассоциацию, начинающуюся с такой же буквы или рифму к «непослушному» слову.

Не бойтесь «помогать» памяти, используя всевозможные приемы. Например, используя занимательный английский для детей. Информация, запомненная с использованием таких «помощников», быстро усваивается и хранятся в памяти очень долго.


Понравилось? Поделитесь с друзьями: