Умение владеть ножницами играет важную роль в становлении навыков мелкой моторики и помогает не просто держать карандаш, фломастер и ручку в руках, но и искусно владеть ими. Научившись вырезать, ребенок легче освоит навык аккуратного письма. “Вырезание” как занятие лишь звучит знакомо и просто, но на деле важно не упустить наиболее чувствительный к развитию этого навыка возраст, регулярно стимулируя ребенка тренироваться в этом занятии с помощью доступных упражнений. Как же научиться вырезать?
Этапы обучения
Овладевание ножницами эффективнее всего произойдет в следующем порядке:
- Рвать: разрывать на кусочки, надрывать по прямой до определенной точки
- Резать в любом направлении
- Делать бахрому, нарезать линии по шаблону
- Резать бумагу по прямой без шаблона
- Резать зигзаги
- Вырезать ножницами фигуры с закругленными углами или кривые (круги, волны, сердечки и т.п.)
- Вырезать ножницами фигуры с прямыми углами (квадраты, прямоугольники)
Надрывание прочной бумаги, к примеру, цветного картона или упаковочной бумаги, является прекрасным занятием для маленьких детей, которым еще предстоит освоить ножницы. Малыши осваивают щипковые движения, учатся управлять большим, указательным и средним пальцем. При надрывании приходится управлять еще и кистью руки, чтобы повернуть ее в нужном направлении, что помогает развить общие координационные навыки. Так что если у вас есть кроха 2-3 лет, отнеситесь к этому занятию со всей серьезностью. Вы можете приготовить полоски бумаги, а затем попросить ребенка нарвать их на более мелкие. Мелкими кусочками можно создавать целые панно, если использовать их в качестве мозаичной аппликации.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Резание - это, в общем-то, действия открывания-закрывания ножниц вокруг кусочка бумаги, что приводит к его разрезанию. В самом начале знакомства ребенка с ножницами рекомендуем подготовить полоски бумаги, разрезать которые поперек можно одним взмахом тех ножниц, которые вы доверите ребенку. Резание поможет ребенку развить мелкую мускулатуру рук, необходимую для того, чтобы в будущем надрезать длинные линии без уставания руки. И мы снова обращаем ваше внимание на то, что данному этапу необходимо уделить достаточное время.
Надрезание бахромы предполагает, что ребенок может остановить движение ножниц в нужной точке. Это не так просто, как кажется. Даже если у вашего малыша хорошо получилось это с первого раза, продолжайте предлагать ему различные поделки, в которых нужно нарезать бахрому. Ваша цель - добиться того, чтобы рука ребенка не уставала во время надрезания. Определить это вы сможете, когда увидите идеально ровные линии надреза, без “вихляний” и обрываний бумаги ножницами.
Полезные советы
Важный навык, который помогает научить ребенка вырезать ножницами - это координация руки и глаза, а также координация обоих полушарий мозга. К примеру, для того, чтобы вырезать квадрат, ребенку приходится не только двигать ножницами по шаблону, но и поправлять лист бумаги другой рукой, направляя его на нужное расстояние и поворачивая на нужный угол. А это совсем не то же самое, что “открыть-закрыть” ножницы. Тут проще описать процесс, чем воспроизвести его, честное слово!
Не забывайте делать пальчиковую гимнастику для детей, чтобы мышцы кисти развивались правильно.
В финале хотелось бы представить вам несколько советов, следуя которым вы облегчите дошкольнику освоение такого многогранного инструмента, как ножницы.
- Потратьтесь на высококачественные ножницы для начинающих. Они должны без усилий открываться и закрываться, иметь защитные накладки и удобные для детской руки кольца. Более дешевые ножницы приведут к переутомлению кисти, ошибкам и, в итоге, расстройству от самого занятия с ножницами.
- Оберните большой пальчик ребенка пластырем или кусочком яркой изоленты в том месте, в котором должно находиться одно из колец ножниц. Неправильное положение - слишком близко к ладони или слишком близко к краю пальца - может стать причиной быстрого утомления руки.
- Когда ребенок освоит один щелчок лезвиями ножниц, нарезайте не только бумагу, но и соломинки от сока, ватные палочки, ненужные банковские резинки, кусочки тонких проводов, блистеры от таблеток и прочий достаточно тугой материал. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок проводил четкое различие между рабочим материалом и находящимися в доме предметами: разрезать можно только в присутствии взрослых, за столом, брать предметы только из специальных контейнеров или коробочек. Если что-то не лежит в специальной коробочке, а взрослые не знают о том, что сейчас будет занятие по вырезанию - резать нельзя!
- Плавно переходите от надрезов по шаблону к разрезам без него. Если в первом случае вы легко можете подготовить шаблон, воспользовавшись линейкой, то во втором случае отметьте лишь точки, между которыми нужно сделать разрез. Просите ребенка сделать его от точки к точке как можно ровнее. На первых порах можно использовать ваш образец. Время от времени помечайте датой и сохраняйте детские работы, чтобы ребенок видел свой прогресс в вырезании.
- Ребенку, способного вырезать ножницами по контуру сложные формы, можно предлагать для коллажей старые открытки, журналы, даже куски обоев.
А чтобы не превращать занятия с ножницами в скучный урок, изобретайте цель, для которой вырезание и разрезание будет использовано. Создавайте макеты, аппликации, коллажи и поделки, которые можно подарить друзьям - тогда и вырезание будет даваться малышу с удовольствием!
Айкьюша и команда