Когда ваш малыш уже выучил устный счет и стал легко ориентироваться в примерах “2+1”, “1+3” и подобных, самое время приступить к освоению того, для чего примеры решаются - математических задач. Решение задач в возрасте 4-6 лет способствует становлению абстрактного мышления, а еще позволяет:
- понять зависимость величин от действий, которые с ними совершаются;
- научить ребенка выделять из сюжета числовую составляющую, обращать внимание на математическую проблему, возникающую в задаче;
- закрепить операции сложения и вычитания;
- совершенствовать навык устного счета, счета с опорой на наглядный материал и без опоры на него.
Представляете, сколько зайцев вы убиваете практикой решения задач?
Итак, мы поняли, что это занятие чудесно и увлекательно. Но рекомендовать после первого абзаца все бросать и врываться в детскую с намерением “ну-ка давай порешаем задачи” не буду, иначе зачем я все это пишу. Давайте двигаться поэтапно, постепенно, растягивая удовольствие на несколько месяцев, а то и пару лет, хорошо? Как обычно, предложу лишь одну из возможных схем усложнения задач, а вы экспериментируйте, внимательно наблюдайте за реакцией ребенка и за результатами занятий и выбирайте самый эффективный способ.
- Читая хорошо знакомые сказки, сочиняйте “дополнительные” сюжеты с их героями, добавляя простейшие операции с числами. Начните с прибавления единицы чего-либо. “Лягушка-путешественница вчера увидела четыре страны, а сегодня еще одну”, “Красная шапочка взяла для бабушки три пирожка с вишней и один - с капустой”. Пробуйте лепить, рисовать, составлять аппликации с этими математическими сюжетами.
- Прежде чем ставить вопрос к задаче, спросите ребенка: “теперь стало больше или меньше?”. Убедитесь, что малыш понимает суть увеличения или уменьшения количества, правильно употребляет слова “больше” и “меньше”, “увеличить” и “уменьшить”. Не двигайтесь дальше, пока эти слова не будут четко ассоциироваться у дошкольника с соответствующими действиями.
- На следующем этапе начинайте задавать вопросы к задачам. К примеру, “...а сколько теперь стало пирожков?”. Когда ребенок ответит на вопрос, не успокаивайтесь на этом, идите в рассуждениях дальше: “а как так получилось? что мы сделаем, чтобы этот ответ узнать?”. Рассказывайте о том, что такие истории с вопросами о количестве чего-нибудь называются задачами.
- Просите помочь решить задачу в бытовых ситуациях. “Ты обул два сапога, а я только один. Сколько сапог вместе с тобой мы обули? А сколько будет, когда я обую еще один? На сколько сапог у тебя обуто больше?”, “На противень умещается 10 пирожков, мы с тобой слепили 3, сколько еще осталось слепить, чтобы заполнить противень?”. Числовые составляющие задачи подбирайте в зависимости от математической подготовки ребенка и его навыка считать в уме.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
ВНИМАНИЕ! Ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе высказываний типа “ну ты чего, такой простой пример, а ты посчитать не можешь”, “ты что, посчитать не можешь? ну воооот” и т.п. Отбивается охота от решения задач за одну минуту. А решать их придется больше десятка лет, знаете ли. Видите, что не справляется ребенок - сделайте паузу, подождите, пока он считает в уме. Через минуту-другую спросите его “тебе надо помочь посчитать?”, “может быть, решим более легкую задачу?”.
- Ищите сюжеты в окружающем, чтобы ребенок сам сочинял задачи. Предлагайте ему сочинить задачу про сегодняшнюю прогулку, про блюда на обед, про машины на улице, про знакомых собак - границ фантазии в математических задачах просто не бывает. Не удивляйтесь, если ребенок задаст вам значительно более сложную задачу, чем вы задаете ему. Хмурьтесь, напрягайтесь, играйте в то, как вам сложно, говорите “хм”, “ээээ” и “сейчас посчитаааааю” и.... позволяйте себе ошибаться! Частенько дети не могут вас проверить, настолько сложные задачи они вам задают. Мягко и тактично обратите их внимание на это. Расскажите, что вы специально ошиблись, попросите ребенка следить за вашими ошибками, скажите, что это такая игра. Просите ребенка, заметив ошибку, рассказывать о том, в чем она заключалась и как решить задачу правильно. Больше хихикайте, восторгайтесь, удивляйтесь - наполняйте решение простейших задачек эмоциями!
- Спрашивайте о компонентах задачи. Что такое условие? Что такое вопрос? Может ли вопрос без условия называться задачей? А условие без вопроса? А будет ли называться задачей такая задача: “Митя пошел в школу направо, а папа на работу - налево”? Пройдя этап решения простейших задач, просите ребенка самостоятельно выделять компоненты задачи. Не бойтесь терминов, таких как “компонент”, “слагаемое”, “вычитаемое” и прочих. Чем раньше освоит их ребенок, тем легче будет ему овладеть абстрактным мышлением в математике. Поверьте, времени на это нужно достаточно много.
- На очередном этапе занятий сочиняйте условие задачи и предлагайте самому ребенку придумать вопрос.Вы можете столкнуться с сюрпризом, услышав от малыша совсем иные, новые типы вопросов, по сравнению с теми, которые вы уже рассматривали. Если же этого не происходит, постепенно, через неделю-другую, предлагайте новые типы вопросов сами.
- Используйте как можно больше реальных предметов, особенно на первых порах. К абстракции переходите постепенно, сначала замещая смыслы объектов (счетные палочки будут обозначать конфеты или грузовики), а затем решая несложные задачи без помощи предметов вовсе. Когда увидите, что ребенок с легкостью справляется с несложными вычислениями в уме, усложняйте числовой состав задачи.
Постарайтесь отработать принцип решения задач до поступления в первый класс. Задания для 1 класса можно найти в любом сборнике по подготовке к школе. В начальной школе много времени будет уделяться оформлению и записи задач, и понимание смысла задачи значительно облегчит обучение в будущем.
Наталья Жеребилова,
редактор сайта IQsha.ru