Долгожданная первая линейка, цветы, белые банты и красивая форма - как долго вы ждали этого дня всей семьёй! Но вот прошли две-три недели учёбы, и ранее активный малыш отказывается идти в школу! Родители недоумевают, ребёнок плачет, что же произошло? Почему вдруг первоклассник не хочет учиться? Основные причины такого поведения новоиспечённых школьников и пути их преодоления мы рассмотрим в этой статье.
Причины, по которым первоклассник не хочет ходить в школу
Если умственное и физическое развитие ребёнка в норме, тогда причины отказа идти в школу кроются в другом. Перечислим основные из них:
Сложная адаптация
Ребёнок не осознает себя учеником, не знает, как вести себя в новой социальной роли. Первоклассник без спроса может встать и выйти из класса, начать играть или петь, разговаривать с учителем, как с равным. Также не выполняет элементарных требований педагога, капризничает и плачет. Дома ноет, отказывается заниматься и выполнять домашнее задание. Роль школьника не сформирована.
Слабые познавательные процессы
Слабо развиты память и внимание, без которых учиться становится в разы сложнее. Вроде бы первоклассник прилагает массу усилий, а результат всё равно остается низким: ребёнок не может выучить правило, запомнить короткий стишок, верно решить задачу, использовав несколько переменных, и пр. Неудивительно, что малыш не хочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять задания.
Концентрация внимания
Ребенок не умеет концентрировать своё внимание на задачах, не развито волевое поведение. Так, первоклассник бросает начатые дела или делает их как получится, часто берёт на себя несколько задач, но не выполняет их, не может усидеть на месте. У таких детей быстро меняются увлечения, запоминают ребята только то, что кажется интересным. Мучается не только школьник, но и его родители, которые вынуждены делать всё вместе с ребёнком или без него. На требования и критику ученик реагирует обострённо, плачет, расстраивается или становится вспыльчивым и агрессивным.
Проблемы во взаимоотношениях
Одна из частых причин нежелания или отказа идти в школу - это напряжённые отношения с одноклассниками или учителем. Родителям стоит быть бдительнее и прислушиваться к словам малыша, чтобы быть готовыми помочь разрешить все конфликты.
Применимость знаний
Ученик понимает различия между реальной жизнью и тем, что предлагает учебное заведение. Эта причина чаще проявляется у подростков, но может встречаться и у первоклассников, особенно тех, кто с раннего детства активно занимается спортом, танцами, музыкой и уже достиг весомых результатов. Такие ребята могут не видеть ценности в школе и предлагаемых ею знаниях, а время, проведенное в её стенах, считать потерянным.
Чем могут помочь родители и учителя
Вы столкнулись с тем, что первоклассник не хочет делать уроки и вообще посещать школу. Затем выяснили, в чём дело. Что же делать потом?
Прежде всего нужно устранить причину такого поведения ребёнка, и, если ситуация в скором времени не изменилась, следуйте нашим рекомендациям:
Научите малыша придерживаться распорядка дня
Но иногда разрешайте немного от него отступать, когда видите, что ребёнок утомлён и нуждается в отдыхе. После школы дайте первоклашке 1-2 часа свободного времени. Пусть он отдохнёт или поиграет, сходит на прогулку. Но не переносите домашнюю работу на поздний вечер, когда концентрация внимания снижается. Самое оптимальное время для выполнения уроков - 15-17 часов.
Купите яркие школьные принадлежности
Пеналы, ручки, тетради, ластики, карандаши - эти учебные атрибуты дети воспринимают как новые игрушки. Выберите вместе весёлые и необычные канцтовары, которые будут дополнительно поддерживать интерес к занятиям.
Если малыш не справляется с домашним заданием, помогите советом или подсказками, но не делайте его сами
Последовательно подведите первоклашку к верному ответу, но дать его должен сам ученик. Не забудьте похвалить малыша: «Какой сложный был пример! Но ты справился! Я лишь немного помогла тебе». Такое положительное подкрепление позволит закрепить у школьника установку «Я всё могу сам».
Чаще хвалите ребёнка за любое маленькое достижение и не заостряйте его внимание на неудачах
Не всем ребятам одинаково хорошо даются многие предметы. Если школьник бегло читает, но с трудом решает задачки, говорите ему, как он хорош в чтении, а, приложив ещё немного сил, сможет так же отлично справляться с примерами. В силах родителей воспитать в малыше волю к победе и желание преодолеть все препятствия.
Подчеркивайте важность знаний, ищите плюсы во всём, что связано со школой, и говорите о них ученику
«Как здорово, что у вас есть бассейн!», «У вас такой большой спортивный зал», «Как красиво оформлены стены в вашем кабинете!». Запоминайте, что нравится ребёнку в школе, и почаще говорите об этом.
Поделитесь интересными историями из своего школьного детства
Покажите ребёнку фотографии, вспомните, какая у вас была форма и учебники, как вы учились писать буквы и решать задачки, играли на переменках.
Помогите школьнику улучшить концентрацию внимания и стать более усидчивым
Рекомендации педагогов IQsha на эту тему ищите в статье «Как развить усидчивость у ребёнка».
Если вы видите, что первоклассник не справляется с нагрузкой, его память и внимание недостаточно развиты, а сам малыш психологически не созрел к школе, рекомендуем подождать ещё один год и продолжить посещать подготовительную группу детского сада.
Лучше всего действовать комплексно вместе с учителем, поэтому в беседе с преподавателем попросите его придерживаться несложных рекомендаций: чаще хвалить, не акцентировать внимание на неудачах, повторять задачу, если ребёнок не понимает.
Ошибки родителей первоклассников
Мы перечислили основные причины отказа идти в школу и рассмотрели возможности их устранения. А какие ошибки могут совершать родители на этом непростом пути?
- Сильно нагружать ребёнка и оставлять его в продлёнке до вечера
Первый класс очень важен для ученика, ведь он адаптируется к школе и её процессам, коллективу и новым обязанностям, всё вокруг непривычное и требует его внимания. И если малыш постоянно проводит в стенах школы больше 4 часов, быстро наступает утомление.
Поэтому рекомендуем не оставлять малыша в продлёнке в первом классе. Исключение - невозможность забрать школьника сразу после занятий из-за работы взрослых. То же самое относится к спортивным секциям и кружкам. Если ребёнок не посещал их до поступления в первый класс, повремените, дайте ему освоиться и привыкнуть к новому режиму. - Делать домашние задания за школьника
Это очень частая ошибка родителей. Да, конечно, если задание сложное, вы можете помочь, но не выполняйте его за ученика! Сидеть рядом и контролировать процесс тоже не рекомендуем. Так в будущем у малыша может возникнуть страх перед самостоятельными работами, ведь взрослого рядом нет и подсказывать никто не будет. Установите время для выполнения домашней работы и периодически спрашивайте, как продвигается процесс.
- Критиковать ребёнка
Если сын или дочь сделали что-то неверно, не спешите их отчитывать! Уточните спокойным тоном: «Ты уверен, что выполнил правильно?». Не будьте жестоки и агрессивны, заставляя перечитать по сто раз условие задачи или переписывать упражнение, чтобы было идеально. Так вы просто отобьёте у ребёнка желание учиться. Если первоклассник неусидчив и быстро утомляется, попробуйте не использовать черновики. Трата времени на переписывание раздражает многих учеников, а ошибку можно аккуратно исправить. Вы всегда можете вернуться к ним позже, когда школьник привыкнет и сможет дольше сохранять внимание.
- Забывать о похвале
Любому первокласснику будут дороги слова родителей: «Ты умница!», «Я вижу, как ты постарался», «У тебя всё получается!».
Не давать школьнику взять на себя ответственность
Например, не стоит каждый день проверять электронный дневник и задания на дом. Это обязанность ученика, дайте ему возможность проявить самостоятельность. Вы можете делать это периодически, чтобы школьник знал, что вы в курсе его прогресса, но не делайте это своей задачей.Слишком много внимания уделять оценкам
Вы радуетесь или расстраиваетесь из-за них больше ребёнка? Или, может, критикуете малыша за плохие результаты, наказываете за тройки и удивляетесь, почему у него нет мотивации к учёбе? Задача родителя - поддержать, а не быть обвинителем.Критиковать учителя при ребёнке
В школе главным взрослым для малыша становится педагог. Критикуя его, вы тем самым подрываете авторитет учителя в глазах ребёнка. Если у вас есть какие-то претензии к педагогу, обсуждайте их только в личной беседе.Разрешать отдыхать школьнику после занятий с гаджетом
Отдых и телефон (планшет) - это не слова-синонимы! Сидя на диване и смотря в экран гаджета, ребёнок не отдыхает. После школы первоклашке нужно время на расслабление. Он может погулять, просто полежать, поиграть, рисовать, читать и т.д., но без использования техники.Сравнивать ребёнка с одноклассниками
Пожалуйста, не стоит так делать! Пусть ваш школьник не слышит фраз: «А вот Миша читает быстрее и не сидит весь день дома с уроками», «Посмотри, как аккуратно Таня пишет», «Вот Коля молодец, а ты что?». Сравнивайте ученика только с ним самим в разные временные отрезки! Так вы покажете, каких результатов он смог достичь.Очень строго соблюдать школьный режим
Многие родители панически бояться опоздать или пропустить занятия, чтобы не отстать от класса и не вызвать раздражение у педагога. Дайте себе и ребёнку немного вздохнуть, ничего страшного не случится, если вы немного отступите от привычного распорядка. Если вы видите, что малыш устал или заболел, дайте ему отдохнуть, заранее проговорив условия. Например, «Если ты останешься дома, то без гаджетов, а вечером сам узнаешь домашнее задание и выполнишь его, плюс вымоешь посуду». Таким образом вы сможете дать нужную школьнику паузу, но не выработаете привычку постоянно отлынивать от занятий.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
В каких случаях можно задуматься о смене школы
Смена школы - это крайняя мера, когда никакие способы устранить проблемы не помогли, а ребёнок находится в состоянии сильного стресса.
В новом учебном заведении первоклассник будет так же адаптироваться, устанавливать контакт с преподавателем и одноклассниками. Конфликты и сложности - это часть нашей жизни, важно, чтобы ребёнок не избегал их, а научился преодолевать и идти дальше.
Советы психолога
Если первоклассник не хочет ходить в школу, родители чаще всего начинают паниковать и всерьёз беспокоиться о его будущем. А когда появляется тревожность, становится сложнее держать себя в руках и мыслить разумно. Что же делать и как себя вести?
- Без паники
Поэтому первое, что рекомендуют психологи, не паниковать. Всё решаемо, нужно лишь приложить усилия и подождать.
- Больше чуткости
Будьте внимательны и быстро реагируйте на изменения в поведении ребёнка. Так вы сможете заметить появившуюся проблему и по возможности быстро её устранить.
- Дайте заботы и поддержки
Не ругайтесь и не обвиняйте первоклассника в лени и лжи, не обращайте его внимание на неудачи. Вместо этого оказывайте больше поддержки, спрашивайте малыша о его успехах в школе, проявляйте участие и повторяйте, что верите в него. Иногда обычная фраза «Что-то случилось? Ты можешь рассказать мне!» способна раскрыть проблему и показать ребёнку, что он не один, что он всегда может рассчитывать на родителей.
- Посмотрите в будущее
В беседе с малышом объясните, зачем вообще людям учиться, что им могут дать знания и к каким можно результатам прийти. Если вы знаете, о чем мечтает ваш первоклашка и кем он в будущем хочет стать, создайте вместе «карту успеха», где посещение школы будет самым первым этапом для достижения главной цели.
- Не замыкайтесь в себе
Попросите помощи у преподавателя и классного руководителя. Родители лучше знают своих детей, их темперамент, сильные и слабые стороны. Если вы знаете, что ваш первоклашка, например, сильно стесняется, попросите не вызывать его к доске, а разрешить отвечать с места. Не бойтесь обращаться к педагогам! Поверьте, они не меньше вас заинтересованы, чтобы ученикам было комфортно и легко.
С нежеланием первоклассников идти в школу сталкиваются многие семьи, и многие их и успешно преодолевают. Главное, быть рядом с ребёнком, оказать ему поддержку и внимание. Следуя рекомендациям психологов и педагогов и проявив немного терпения, вы сможете оставить проблему позади и устремиться к новым знаниям и покорению новых вершин!
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений