3 года – это много или мало? Если вы спросите об этом своего малыша, то, скорее всего, он уверенно ответит, что уже вырос и многое знает. Так ли это, и по каким критериям оценивать развитие малыша в трехлетнем возрасте, узнаем в этой статье.
В 3 года ребенок условно переходит грань от удивленного взгляда на мир к его активному познанию и исследованию. Благодаря полученным знаниям и собственным наблюдениям у трехлетки уже сформированы оригинальные ответы на важные жизненные вопросы и явления окружающего мира. Понаблюдайте за своим ребенком, может быть, он уже деловито рассказывает кому-то, что большие грибы вырастают после большого дождя, или показывает, как правильно лепить куличики из песка. Такой значительный прогресс в развитии позволяет малышу чувствовать себя взрослым и знающим человеком, у которого уже есть не только игры и увлечения, но и первые обязанности.
Один из показателей «взрослой» жизни трехлетнего ребенка – это соблюдение режима. Зарядка, умывание, завтрак, утренняя прогулка становятся не только обязательными, но привычными и естественными элементами каждого дня. Вместе со знанием режима приходит знакомство с часами и понятием времени. Малыш отличает, когда наступило утро, день или ночь и что нужно делать в это время суток. Знание времени распространяется и на времена года: ребенок называет, чем отличается зима от лета и может перечислить основные явления природы (снег, дождь, ветер).Физическое развитие в три года характеризуется хорошей координацией движений и уверенным владением тела. Малыш залезает на горки, прыгает на одной ножке и через скакалку, осваивает беговел и пересаживается с него на трехколесный велосипед. Надеть куртку и снять колготки - легко, а еще можно ловко застегнуть все пуговицы на кофте и помочь другу застегнуть молнию. Ребенок уже сам выбирает, какую одежду надеть, а также может следить за опрятностью внешнего вида.
Важный элемент «взрослости» - умение говорить и высказывать свою мысль. Уже забыт первый лепет и забавные эксперименты со словами. Теперь малыш может спеть несколько строчек любимой песенки или рассказать наизусть короткое стихотворение. Трехлетние дети с удовольствием говорят обо всем, что увидели и узнали. Активный словарный запас становится все больше, и новые слова легко встраиваются в речь. Ребенок может излагать свои мысли, поддерживать диалог, понимает, что можно и нельзя, а что хорошо или плохо. Простые предложения из 3-4 слов уступают место полноценным развернутым объяснениям («я надену сапожки, потому что на улице холодно»). Также ребенок начинает активно использовать пространственные наречия и предлоги, которые помогают ему ориентироваться в пространстве.
Что еще важно во взрослой жизни? Конечно, умение считать! В 3 года ребенок не только знает и отличает первые пять цифр, но уже владеет порядковым счетом на пальцах до 5 и обратно. Сколько ступенек на лестнице, карандашей в коробке или свечек на праздничном торте - все вокруг хочется упорядочить и перевести в цифры.
Знание математики не ограничивается только цифрами, поэтому трехлетний малыш продолжает знакомство с геометрическими фигурами. Ребенок уже не только отличает треугольник от квадрата, но может указать на ромб, овал и прямоугольник. Эти фигуры он может сравнивать между собой, а также находить подобные им предметы в окружающем мире. Умение малыша в три года самостоятельно занять себя на 15-20 минут говорит о развитой концентрации внимания. Без понукания и дополнительной мотивации от взрослых ребенок может спокойно играть в конструктор, собирать пазлы, лепить и рисовать. В этом возрасте можно привлекать малыша к уборке и помощи по доме, особенно если чередовать разные виды деятельности, например, пять минут подмести комнату, а потом разложить вещи по местам.
Не стоит на месте развитие логики и мышления. Малыш уже владеет понятием «множество» (один предмет - много предметов), умеет различает предметы по размеру, ширине и высоте и объяснять эти различия. Чем больше отличительных признаков узнает ребенок, тем быстрее он научится сравнивать и анализировать предметы. Применять или проверять знания лучше всего на практике, выстраивая игрушки с разными характеристиками в ряд и прося ребенка убрать лишнюю или выбрать несколько предметов со схожими признаками.
Познание мира исследовательским путем – еще один немаловажный показатель маленького «взрослого» человечка. Книги, рисунки, мультфильмы рассказывают обо всем в теории, а ведь так хочется все увидеть собственными глазами! Ребенок задает миллион самых разных “почему” и каверзных вопросов, которые помогают ему лучше понять устройство окружающей действительности. Малыша интересует, чем отличается одно дерево от другого, как пахнет травинка и ягода и можно ли прокатиться на радуге. Благодаря неутомимому интересу и любопытству база знаний кругозора постепенно упорядочивается: ребенок может перечислить и показать на картинке домашних и лесных животных и птиц, ответить, где они живут, что едят, какие звуки издают и чем полезны для природы и человека. Также малыш знает 4-5 видов насекомых, деревьев и цветов и может назвать и отличить овощи, фрукты, грибы и ягоды. Стоит отметить, что если для трехлетнего ребенка быть взрослым – это, во-многом, вести себя как папа и мама, то для родителей взрослость заключается в создании благоприятной атмосферы, в которой малыш может с удовольствием познавать мир. Изучение всего нового должно происходить в спокойной и естественной обстановке, без строгого ограничения по теме и времени. Ребенок может внезапно перескочить с одной темы на другую, закапризничать и перестать хотеть заниматься. В таком случае не стоит настаивать на продолжении урока и тем более заставлять малыша что-то делать. В этом возрасте процесс получения знаний должен проходить как бы между прочим, без акцента на обязательное запоминание и усвоение. Сделайте так, чтобы занятия для детей 3 лет проходили легко, и знания постепенно откладывались в голове ребенка, не уставайте повторять пройденное, отвечать по несколько раз на одни и те же вопросы. Только в таком случае малыш не только быстрее запомнит новый материал, но и полюбит ваши учебные и познавательные минутки.