Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни и характеризуется постоянным увеличением словарного запаса – от 50 слов в 2 года до около 3000 слов в 5-6 лет.
Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Как правило, он больше активного.
Формируем пассивный словарь
Существуют много способов, которые помогут сформировать и расширить словарный запас ребенка. В первую очередь это общение с малышом, чтение книг вслух и обсуждение их, чтение и заучивание стихов. Старайтесь комментировать свои действия, беседуйте и дискутируйте с ребенком. Используйте в разговоре как можно больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, людей и их поступков.
Для редко применяемых в повседневной жизни слов (названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб) используйте книжные иллюстрации и карточки-лото. Научите ребенка принципам образования слов (прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений) – и его словарный запас значительно возрастет. Объясняйте значения всех новых слов. Пока ребенок не научился спрашивать, что значит незнакомое слово, сами обращайте внимание ребенка на новые слова. Не бойтесь называть ребенку длинные, сложные и редкие слова – возможно, как раз их ребенок запомнит быстрее, чем маленькие простые слова.Тактично поправляйте ребенка, когда он использует неправильное слово, например, деревья не шевелятся, а колышутся. Старайтесь, чтоб он не использовал слишком часто обобщения (например, не дядя, а сосед, почтальон, турист, прохожий).
Тренируем активный словарь
Для тренировки активного словарного запаса прекрасно подходят речевые игры. Таких игр очень много, перечислим основные из них.
«Слова на букву». Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, которые начинаются с заранее выбранной буквы.
«Игра в слова». Другая вариация этой игры, когда игроки называют слова на последнюю букву предыдущего названного слова.
«Я знаю пять слов на букву…». Знакомая всем с детства игра. Игроки по очереди отбивают мяч и во время каждого удара по мячу называют по одному слову из выбранной заранее группы (имена девочек, имена мальчиков, птицы, детеныши животных, реки, города и проч.). Можно усложнить задачу и называть слово из группы, начинающее на определенную букву.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
«Наоборот». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением (добрый-злой, вежливый -грубый, высокий –низкий, вперед - назад, верх -низ, вправо -влево, день –ночь и т. д.). Можно усложнить игру и придумывать словосочетания: умный друг – глупый враг, тихий плач, радостная встреча, светлый день, темное прошлое, слабый мороз и т.д.
«Подбери похожее слово». Взрослый произносит слово или сочетание слов, а ребенок называет слова с похожим значением. Например, дерево не только стоит, но и растет, тянется к солнцу.
«Комплименты». Полезная игра, суть которой заключается в следующем: определяется игрушка, которую ребенок должен «порадовать» – сказать как можно больше комплиментов. Называя достоинства игрушки, желательно перечислять не только признаки (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и употреблять сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.). Дополнительные задания для дошкольников по русскому языку вы можете увидеть в нашем каталоге.
«Меткое слово». Народные пословицы и поговорки – прекрасное выразительное средство. Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Обсуждая ежедневно по пословице (например, «Возьми книгу в руки – и не будет скуки», «Маленькое дело лучше большего безделья», «Не бросай друга в беде») ребенок не только обогатит свой словарный запас, но и научится делать собственные выводы.
Следуйте простым идеям как разговорить ребенка – и, возможно, скоро словарный запас ребенка превысит ваш собственный!