Задумывались ли вы, почему дети так любят играть? Почему эта деятельность так привлекательна и чем она ценна? В этой статье мы собрали всю нужную информацию по этой теме, чтобы в конце вы смогли легко ответить, какое же место в жизни ребенка занимает игра.
Зачем ребенку играть?
Значение игры в жизни ребёнка очень велико! Как ведущая деятельность для дошкольника она влияет на физическое, умственное и нравственное развитие малыша.
Прежде всего она совершенствует воображение и образное мышление ребёнка. Играя, дошкольник воссоздает интересные ему жизненные ситуации с помощью условных действий.
В этой деятельности развивается и личность малыша. В игре он примеряет на себя различные роли, воспроизводя поступки людей, проникается их целями и желаниями, сопереживает. Так дошкольник постигает, каким образом строятся отношения в обществе, и стремится к самовыражению.
Происходит познавательное развитие детей, так как занятия расширяют кругозор и представления малышей об окружающем мире.
Прокачиваются внимание и память, логика, наблюдательность и речь. Играя, ребята сравнивают предметы по размеру и форме, назначению и цвету, учатся определять свойства их материалов.
Улучшается физическое состояние, так как удовлетворяется детская потребность в движениях. Они становятся более точными и уверенными.
Игра улучшает речь дошкольников, ведь практически каждый сюжет и роль требуют общения. Также активно обогащается словарный запас ребят.
Развиваются эстетические чувства. Следование правилам и игры в круге, по парам, тройкам, в линию и др., выразительные считалки, сопровождающие забавы, учат детей понимать красоту и замечать симметрию.
Кроме этого, процесс игры наглядно воспитывает в ребёнке бережное отношение к игрушкам и материалам для занятий.
Развиваются нравственные качества детей: смелость, доброжелательность, искренность и честность, решительность и др. Они формируют у ребят навыки общения, потому что большая часть игр требует работы в команде.
Роль игры в дошкольном возрасте
Дошкольниками принято называть детей от 3 до 7 лет. Этот период очень важен в становлении личности ребёнка. За эти четыре года малыши активно знакомятся с миром и окружающей средой, социализируются, закладывая отношение к людям и труду. В это время формируется характер, привычки и предпочтения, прокачиваются навыки.
В этом становлении личности ведущая роль принадлежит игре, потому что именно ею ребята заняты в свободное время. Играя, они укрепляют тело и становятся более точными и ловкими, мелкая моторика совершенствуется, прокачиваются познавательные процессы. Дошкольники становятся более дисциплинированными и усидчивыми, развиваются духовно. У детей улучшается восприятие и воображение, накапливается общественный опыт.
Сюжетно-ролевые игры
Такая игра - одна из основных и первых у малыша - положительно влияет на развитие речи. В процессе ребёнок разговаривает вслух, например, с роботом или куклой, отвечает за себя и за него, звукоподражает видам транспорта, голосам животных, природным явлениям и т. д.
В сюжетно-ролевой игре дошкольник примеряет на себя роли взрослых, воспроизводя и комментируя типичные жизненные сценарии: “Мама печёт пирог”, “Воспитатель играет с детьми”, “Брат делает уроки” и др.
Чтобы такие занятия были результативными для развития речи, обеспечьте малыша разнообразными игрушками: куклами и одеждой для них, фигурками животных, наборами посуды, мебели, машинками разных типов. Отлично подходят готовые профессиональные наборы “доктора”, “парикмахера”, “для уборки”, “повара”, “стоматолога”, “слесаря” и др.
Игры на основе сказок
Их можно условно назвать направлением сюжетно-ролевых игр. Только в процессе отражаются не произвольные истории, а сценарии любимых мультфильмов и сказок. Иногда они плавно перетекают в театрализованные представления, когда за действием наблюдают зрители. В таких случаях подобные забавы также учат дошкольников общаться с публикой, преодолевать смущение, выразительно и чётко говорить.
Строительные игры
Позволяют ребятам задействовать воображение и фантазию чтобы с помощью различного строительного материала (конструктор, кубики, гайки, шурупы и др.) создать необычные конструкции. Очень популярны сейчас занятия робототехникой, которые можно назвать строительными играми. Они будут интересны дошкольникам любого пола.
Дидактические игры
Они создаются взрослыми с воспитательной целью. Но эти образовательные задачи скрыты от участников и внедряются через правила и игровые действия.
Такие игры специалисты называют “рубежными”, поскольку они предваряют переход к обучающей деятельности и развивают познавательную активность дошкольников и их речь.
Для дидактических занятий взрослый создаёт учебную задачу, которую оформляет в занимательную игровую форму. Детей привлекает активность и возможность проявить себя и выиграть. А сделать это они смогут, лишь выполнив все игровые условия.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Настольные игры
К настольным играм для детей относят задачки с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например).
Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых или строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.
Настольные игры очень эффективны: расширяют кругозор, учат быть внимательным, точным и терпеливым, проявлять смекалку, чётко следовать правилам, предугадывать свои действия и движения соперников. Обычно ребята получают много удовольствия от таких занятий.
Подвижные игры
Каково же значение подвижных игр для детей? Они положительно влияют на здоровье дошкольников, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе.
У детей развивается точность движений, появляется выносливость, формируется организованность, настойчивость, целеустремлённость и желание побеждать. Найдётся место и волевым качествам, пригодится и смекалка. А ещё в играх с мячами, скакалками, обручами и другими предметами спортивного инвентаря ребята прокачивают навыки пространственного мышления и закрепляют понятия “вверх и вниз”, “высоко и низко”, “близко и далеко”.
Дошкольники также учатся быстро ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и чётко следовать инструкциям.
Рифмованные строчки считалок совершенствуют речь малышей и расширяют словарный запас.
Когда вы организовываете подвижные игры, помните, что их главная задача - развитие движений, поэтому рассчитывайте, что активность должна быть на первом месте.
Компьютерные игры
У наших детей, в отличие от нас, есть персональный компьютер, в котором находится немало игр. Эти электронные “приключения” не требуют больших усилий, ведь нажимать на клавиши и двигать мышкой не так сложно.
Чтобы освоить простейшие команды на устройстве, малышам требуется время и внимание, но когда процесс освоения завершён, переключать дитя на другие виды игр становится порой непосильной задачей.
Разумеется, не следует полностью запрещать ребёнку пользоваться гаджетами и создавать запретный плод. Тем более мы сами уже не представляем жизни без техники и умных помощников.
Контролируйте содержание игр на компьютере и их длительность, обязательно чередуя их с другими видами активностей.
Как сохранить баланс? Читайте об этом в нашей тематической статье “Ребенок и компьютер”.
Роль игры в жизни детей школьного возраста
Когда ребёнок начинает ходить в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра используется как средство общения с другими детьми. То есть меняются содержание и задачи, но сама игра из жизни малыша не уходит.
Для младших школьников более характерны дидактические, интеллектуальные и подвижные игры, которые возникают по инициативе и ребёнка, и взрослого. Они могут быть индивидуальными (например, компьютерные), парными (шахматы, шашки, морской бой, крестики-нолики) и групповыми (дворовые подвижные, ролевые).
У детей подросткового возраста тоже сохраняется потребность в играх и не только компьютерных. Это уже деловые и групповые занятия, которые нацелены на раскрытие личного потенциала, построение стратегии, улучшения коммуникативных навыков. Подвижные, весёлые с элементами розыгрыша, интеллектуальные игры способны отвлечь подростка от социальных сетей, открывая не менее увлекательную реальность и готовя его к самому занятному - взрослой жизни.
Почему же играть важно?
Игра в жизни ребенка невероятна важна! Через неё малыши познают мир, общаются с близкими, а затем учатся коммуницировать с другими людьми. Благодаря ей развиваются познавательные процессы, фантазия и воображение, улучшается физическое состояние малыша (в том числе мелкая и крупная моторика), речь, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор.
Задача взрослых - организовать игровое пространство и обеспечить разнообразие вариантов для занятий, направляя активность ребёнка в правильное русло. Старайтесь чаще принимать участие в детских затеях, так малыши будут чувствовать себя нужными, получая необходимое общение от родителей.
Когда стоит начать играть с малышом?
Этот вопрос интересует многих родителей. Играть можно и нужно уже с рождения ребёнка! Разумеется, такие занятия должны соответствовать возрасту малыша и его умелкам.
Основные навыки дети получают, общаясь с взрослыми. Сначала они смотрят на то, как родители держат в руках погремушки, бытовые предметы, а затем сами тянутся к ними. Малыши пытаются повторять мимику и движения родителей, подражают тембру их голоса. Это уже можно назвать игрой. А по мере взросления вариантов забав будет становиться все больше. Главное, не забывайте об этом и играйте с детьми как можно чаще, ведь так они познают мир.
Роль игры в жизни ребёнка велика. Используйте этот инструмент, чтобы положительно влиять на развитие ваших детей, подготавливая их к будущей самостоятельной жизни.
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений