Развитие воображения у детей

Все дети обожают фантазировать и создавать силой мысли новые миры. Многие родители считают воображение менее значимым для ребёнка по сравнению с другими психическими процессами, потому не уделяют его развитию достаточно времени. Это ошибка. 

Давайте разбираться вместе, в чём польза воображения для детей разных возрастов и как его развивать?

Развитие воображения у детей

Что такое воображение?

Воображение - это способность человека произвольно создавать в голове образы и преображать их. Оно значимо не только для творчества, но и для развития логического и абстрактного мышления, внимания и памяти, поиска решения всевозможных ситуаций.

Зарождается воображение в раннем детстве:

  • примерно в 1,5-2 года малыш начинает узнавать предметы;

  • в 3-4 года ребёнок активно подражает родителям, наступает период «Я сам»;

  • в 5 лет дошкольник уже вносит свои правила в игру, придумывает героев и истории, фантазирует о себе в будущем;

  • в 6-7 лет наступает пик активности воображения;

  • после 7 лет начинается новый этап - скачкообразный. Оптимальный уровень воображения поддерживается, возрастая за счёт периодического активного роста.

Различают несколько видов воображения:

Воссоздающее
Образы представляются по подготовленному описанию, например, при чтении книг, нот, чертежей или знаков. Такой вид называют ещё репродуктивным или вспоминающим.

Творческое
Новые образы создаются произвольно по собственному замыслу. Дети называют это просто - «из головы».

Неуправляемое
Его ещё сравнивают с «бурной фантазией» или несуразностью, часто используя в негативном и осуждающем ключе.

Игры на развитие воображения

Как понять, что у ребёнка скудное воображение и его нужно развивать?

  • малыш растерян, если нужно нестандартно мыслить;

  • всегда чётко следует инструкциям, схемам и алгоритмам, не отступая даже на шаг;

  • ребёнок замкнут и не проявляет инициативу;

  • в основном отвечает кратко и односложно.

Можно сказать, что противоположные этому характеристики относятся к богатому воображению:

  • малыш легко, быстро и детально способен пересказать стихи, сказки или истории из жизни;

  • часто общается с людьми, умеет задавать вопросы, подробно и красочно отвечать;

  • легко придумывает новые правила для игры или интересных героев, альтернативные названия книг или сказок.

Часто воображение и фантазию считают одним и тем же, однако это не так. Их различие кроется в создаваемых ситуациях, предметах или объектах. Воображая, мы мысленно создаём новые образы на основе реальных знаний, фантазируя - берём за основу сказочные и пока невозможные объекты. Но в базе обоих процессов лежит создание новой идеи.

развитие воображения у детей

Зачем развивать фантазию и воображение у ребёнка?

Некоторые под воображением и фантазией понимают нечто ненужное, непрактичное и пустое. Однако без воображения нет и нестандартного мышления. Они неразрывно связаны друг с другом.

Детям пока трудно рассуждать «правильно». Но если научить их фантазировать и поощрять за это, то они смогут качественно развить воображение и «изобрести свой велосипед», выдавая произвольно большие порции новой информации и свежих идей. 

В раннем детстве гораздо легче приучить ребёнка к нестандартному мышлению, так как мозг малышей пластичнее, а при грамотном обучении знания легко и быстро усваиваются.

Ещё одна функция воображения - адаптивная. Это возможность предугадать варианты развития событий в сложных ситуациях и спрогнозировать будущее.

Развитие воображения у школьников

Что влияет на развитие воображения у детей?

Считают, что у новорождённых нет воображения, оно начинает развиваться позднее благодаря воспитанию, получению нового опыта и эмоций. Чтобы малыш свободно мыслил, ему нужно накапливать впечатления о людях и мире, расширяя свой кругозор и эрудицию. Позднее этот опыт вместе с мышлением будет направлять воображение ребёнка.

Некоторые считают, что воображение присуще только детям, а затем, по мере взросления, оно исчезает, а на его место приходят рационализм и прагматизм. Это не так. Каждый взрослый может работать над своим умением воображать и развивать его, потому что уже имеет как опыт, так и абстрактное мышление.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Развитие воображения у дошкольников

Выбирая упражнения для развития воображения, обязательно учитывайте возраст малыша. Дошкольники в основном запоминают только те предметы и активности, которые принесли много эмоций. Дети постарше проявляют более творческое воображение, пытаясь преобразить то, с чем сталкиваются. И этот переход невозможен без игры.

Малыши учатся благодаря увлекательным занятиям: сочиняют новые истории, иначе используют привычные бытовые предметы, находя им новое применение. Когда ребёнок взрослеет, границы его воображения расширяются.

Давайте подробнее рассмотрим, как происходит развитие воображения в дошкольном возрасте:

Проявления воображения можно заметить уже у детей 2-3 лет. Малыш становится любознательным, интересуется рассказами взрослых и их действиями, пытается их воспроизвести. Пока такие проявления скудны, чаще ребёнок просто повторяет за родителями или старшими детьми, например, кормит кукол, сажает их на горшок, укладывает в кровать и т.д.  Новых правил в играх ожидать пока рано, потому что малыши способны мыслить о том, что видели своими глазами.

К 5-6 годам дошкольники уже демонстрируют высокий уровень воображения, поведение становится более сложным. В каждую игру ребёнок стремится внести новый элемент, придумать собственные правила или линию сюжета, потому что уже способен оперировать удалёнными предметами.

Развитие воображения у детей

Развитие воображения у младших школьников

В этом возрасте продолжается переход к активному творческому воображению. Оно становится более развитым и помогает школьнику выстраивать свои взаимоотношения в коллективе. В этом помогают наблюдения за поведением сверстников и использование в определённых ситуациях своего видения и опыта. Ученик воображает диалоги, придумывая ответные фразы или действия. Можно сказать, что так он дополняет личный опыт.

Игры младших школьников должны включать в себя возможности для исследований и экспериментов, цель которых - получение нужной информации.

В начальной школе ребёнок желает выйти за рамки урока и творчески обработать задание педагога, а воображение отличается большей осознанностью и практичностью. Ребята много внимания уделяют деталям и способны красочно описать какой-то предмет, событие или человека.

Развитие воображения у школьников предполагает эмоциональный отклик на всё, что окружает ребёнка. Суждения детей становятся более индивидуальными и экспрессивными, по ним можно судить о личности ребят и их предпочтениях.

Развитие воображения у школьников

Игры и занятия на развитие воображения

Выбирая игры на развитие воображения, учитывайте возраст ребёнка, потому что задачи могут различаться.

Какие затеи можно предложить дошкольникам?

Творческие игры и занятия
Это может быть рисование или лепка на заданную тему, аппликации, конструирование. Чаще работайте с нестандартными материалами, например, аппликацию можно сделать из сухих листьев, крупы или ткани.

Варианты
Предложите придумать новый конец любимой истории или сказки, добавить в сюжет новых героев. Можно нарисовать новую внешность любимых персонажей, например, какой была бы злая Белоснежка или добрый Кощей Бессмертный?

Ассоциации
Тоже очень популярная игра, которая подойдёт малышам и детям постарше. Представьте себя животным, каким бы оно было? Схожее упражнение - нарисовать с закрытыми глазами рисунок и придумать, кто это может быть.

Весёлые животные
Попробуем немного помечтать и описать необычного зверя. Какими могли быть летающие кошки? А что насчёт быстрых черепах? Придумайте новые виды растений или предметов, насекомых и птиц. 

Конструктор
Прекрасный тренажёр для развития воображения! С помощью одних лишь деталей можно придумать массу новых предметов и нафантазировать их оригинальное применение.

Игры на развитие воображения

Школьникам можно предложить более творческие игры и занятия, требующие концентрации внимания.

Чтение
Интересные книги с захватывающим сюжетом и героями позволят ненавязчиво развивать воображение. Особенно любимы детьми фантастические и приключенческие произведения с захватывающим сюжетом. 

Настольные игры
Ребята с большей охотой играют в настольные игры по сравнению с малышами. Имаджинариум, шашки, шахматы, квесты и стратегии - выбирайте по вкусам ребёнка и его способностям. Ещё лучше к каждой игре придумать собственные правила и периодически их менять.

Умные беседы
В школьном возрасте дети уже обладают развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому им будет интересно порассуждать на каверзные и философские вопросы и вообразить то, чего пока не существует. Например, «Представь, если бы на планете жили великаны? Какими бы они были», «Переехал бы ты жить на Марс?», «Как бы выглядела планета без растений?» и мн.др. 

Сочинения
Но не такие, как в школе! Предложите ребёнку придумать и написать художественную сказку или фантастический рассказ. Такие занятия развивают не только воображение, но и речь, расширяя словарный запас.

Развитие воображения у детей происходит с раннего детства и не прекращается по мере взросления, снижаются лишь темпы этих изменений. Оно приносит пользу как детям, так и взрослым, позволяя креативно мыслить и принимать нестандартные решения. Не упускайте эти возможности и позволяйте себе и ребёнку больше фантазировать!

педагог, методист сайта для развития детей IQsha

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Понравилось? Поделитесь с друзьями: