Каждого ребёнка можно назвать творцом и экспериментатором, ведь дети всегда в поисках новых идей и занятий! С их помощью малыш развивает свои творческие способности. К ним относят воображение, фантазию, восприятие, интуицию, креативное мышление, любопытство, инициативность и умение перенести образы в голове в реальные предметы и действия.
Многие родители уделяют внимание развитию интеллекта малыша, его логики, внимания и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это неверно. Креативное мышление не отрицает логическое, а дополняет, а потому его нужно стимулировать! Но как же это сделать?
В этой статье мы рассмотрим, как развивать творческие способности у детей легко и занимательно.
Зачем вообще нужно творчество?
Специалисты считают, что творчество очень значимо для взрослых и особенно детей, которое развивает у них креативное мышление.
Арт-терапия успокаивает, снижает стресс, отвлекает от мрачных мыслей, помогает справиться с тревогой и страхом.
Творчество повышает детскую успеваемость, так как креативные методы позволяют находить решения для сложных задач.
Это отличный способ самовыражения. Через творчество можно познавать людей и окружающий мир, создавать новые формы и объекты, проявлять себя как личность. Сделайте хобби частью жизни своего ребёнка и наблюдайте, какой яркой и насыщенной она станет!
Развитие творческих способностей с возрастом
Творческие способности детей дошкольного возраста часто находятся в скрытом состоянии и без должного толчка со стороны родителей могут так и не развиться. Что следует учитывать взрослым?
Каждый возрастной период имеет свои особенности в раскрытии творческого потенциала:
1-2 года
Малыши часто интересуются музыкой, танцуют, ритмично двигаются. Они впервые берут в руки карандаш, пластилин или тесто для лепки, много экспериментируют, пробуют на вкус, начиная осознавать свои предпочтения.
3-4 года
Начинается пик творческой активности дошкольников. Они уже много умеют, осваивают навыки самообслуживания. Их знания предметов быта и явлений природы проявляются в рисунках, которые становятся узнаваемыми. Трёхлетки начинают фантазировать, придумывать собственные игры и правила к ним, проявляют инициативу.
5-6 лет
Смело включайте в занятия с детьми более длительные и содержательные задания, потому что старшие дошкольники способны сохранять концентрацию, действовать самостоятельно и добиваться желаемого результата.
7-8 лет - младший школьный возраст
В этот период проявляется техническое творчество. Ребята приобрели некоторый опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое. Многие школьники уже занимаются серьёзной творческой работой и зачастую не одной.
Как приобщить ребёнка к творчеству?
Какие усилия предпринять взрослым, чтобы приобщить малыша к творчеству?
Вдохновляйте
Постепенно включайте искусство в жизнь детей: посещайте вместе выставки и мастер-классы, ходите в музей и театр. Возможно, ребёнка что-то увлечёт, и ему захочется ещё раз посетить выставку или спектакль!
Не критикуйте творческие работы
Конечно, первые труды малыша будут далеки от совершенства, но не давайте им оценку, особенно негативную. Так легко насовсем отбить тягу творить. Лучше предоставьте ребёнку полную свободу, пусть полёт его фантазии не имеет границ и рамок!
Найдите хобби
Творчество многогранно, отыщите, что будет увлекать малыша и дарить ему радость от его усилий. Это может быть рисование, лепка, конструирование, сбор пазлов и мозаики, рукоделие, кулинария и др. Не бойтесь менять направления в поисках того, что будет точно по душе!
Сделайте творчество регулярным
Да, включите его в расписание! Это нисколько не противоречит полёту фантазии. Отнеситесь к креативности как к привычке - выделите для него конкретное время в распорядке дня. Например, с 16 до 18 часов каждый будний день - это ваше время для творческих занятий.
Проводите занятия на развитие креативности
Например, нарисовать фантастическое существо и придумать ему имя, сочинить сказку, включив в сюжет два случайных слова или предмета, изобрести новые свойства привычным вещам и т.д. Ещё больше вариантов игр и упражнений вы найдёте ниже.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Условия для развития творческих способностей
Мы ранее отмечали, что от родителей зависит, раскроются ли в ребёнке творческие способности. Для этого взрослым нужно создать определённые условия:
- Обеспечить физическое развитие ребёнка, соответствующее возрасту.
- Вовлечь ребенка в творчество с раннего возраста.
- Создать эмоционально комфортную обстановку в семье или коллективе, которая будет стимулировать креативное мышление.
- Поддерживать любые творческие начинания малыша.
- Предоставить ребенку свободу в выборе занятий и их форме, организовать игровой формат.
- Следить за их регулярностью и оказывать помощь, если она требуется.
- Всегда быть опорой для малыша, проявлять заботу и терпение, поддерживать в случае неудач.
Обеспечивая эти условия и обогащая опыт детей, вы закладываете основу для развития их креативного мышления!
Игры и занятия для развития творческих способностей
Мы знаем, насколько важно развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, но как их стимулировать?
Есть множество вариантов: развивающие беседы, дискуссии через проблемные вопросы, игры и упражнения, рисование, лепка, мозаика, игра на музыкальных инструментах, конструирование, рукоделие и мн. др. Вы можете выбрать что-то одно или сочетать направления друг с другом, главное, чтобы занятия были регулярными. Только тогда они будут не только развлекать, но и приносить пользу!
Мы подобрали несколько увлекательных и эффективных вариантов игр и упражнений для развития креативного мышления, которые можно использовать с детьми разных возрастов:
Озорные капельки
Эта забава для детей от 3-4 лет стимулирует фантазию и умение видеть образы. Ведущий оставляет в центре белого листа тушью или чернилами несколько капель и складывает лист пополам. Так на листе образуется симметричная клякса! Что она напоминает? Ребята озвучивают свои образы и мысли. Затем можно пририсовать к изображению дополнительные детали и придумать несуществующий предмет или животное.
Загадочные фигуры
Взрослый предлагает детям (от 4 лет) картинки с абстрактными фигурами. Задача участников - придумать, на что похоже изображение. Принимаются даже самые невероятные варианты! Такая игра стимулирует креативное мышление и умение создавать в голове образы, выделяя значимое.
Писатели
Занятие подойдёт детям от 5 лет. Чем больше участников, тем интереснее! Ведущий начинает историю со слов “Жили-были…”, добавляя следом любое предложение. Например, жили-были кастрюлька и половник. Далее каждый участник по очереди придумывает по одному предложению. Получается увлекательная и часто фантастическая и необычная история! В самом конце ведущий повторяет весь рассказ полностью, либо просит кого-то из игроков воспроизвести историю полностью.
Три слова
Такое упражнение для ребят от 5-6 лет отлично стимулирует воображение. Взрослый подбирает карточки с 2-3 признаками предметов, например, тёплый, мягкий, жёлтый, или просто озвучивает категории вслух. Задача участников - назвать по три предмета, которые соответствуют признакам. Тёплым, мягким и жёлтым может быть хлеб! А что ещё?
Смелые художники
Занятие будет полезно детям всех возрастов. Ведущий предлагает участникам нарисовать картину, используя все материалы на столе, которые готовит заранее. Эти наборы затем меняются. Например, сегодня у ребят краски, нитки, клей и ватные диски. На следующем занятии будут пуговицы, фломастеры, клей и пшено. Такая работа прокачивает воображение, зрительное восприятие и умение находить применение разным материалам.
Весёлые кусочки
Дети очень любят аппликацию! В основе занятия - вырезание различных кусочков и накладывание их на основу (фон) в произвольном порядке. Аппликация прививает художественный вкус, понимание симметрии и цвета, а также способствует усидчивости и концентрации внимания.
Яркие образы
Кем вы хотели быть в детстве: космонавтом, музыкантом или певицей? А были ли у вас наряды для выступлений из самых разных вещей для выступлений, где микрофоном была расчёска, а скафандром - бумажная коробка? Уверены, на эти вопросы многие ответят утвердительно. Такие естественные и занимательные игры прекрасно развивают воображение! Перевоплощаясь, дети раскрывают новые способности и осознают свои желания.
Советы по развитию творческих способностей
Развитие творческих способностей детей требует от взрослых условий, усилий и времени, но если есть желание, всё по плечу! Таким родителям мы хотим дать несколько советов:
- Не упустите время!
Начинайте знакомить малышей с творчеством как можно раньше! Например, с годовалыми детьми можно уже рисовать вместе пальчиками или создавать фигуры из теста для лепки. Трёхлеткам будет интересно работать с красками, пластилином, танцевать и петь! Для каждого возраста можно подобрать увлекательные занятия и совмещать их друг с другом.
- Планируйте совместные занятия
Малышам особенно важна поддержка и присутствие взрослых, поэтому будьте рядом, планируйте ваши совместные занятия с детьми! Например, каждую среду вы рисуете, а по пятницам придумываете сказку, а затем лепите из пластилина её героев.
- Организуйте творческий уголок
Позаботьтесь об этом заранее, если не хотите увидеть куски пластилина на любимом диване или капли красок на дорогом ковре. Оснастите рабочее место всеми нужными материалами. Ребёнку должно быть там удобно, светло и уютно.
- Ориентируйтесь на малыша
Выбирая вид занятия, всегда опирайтесь на предпочтения ребёнка и его возраст. Так вы покажете, что серьёзно относитесь к его желаниям и доверяете выбрать направление для творчества.
- Будьте терпеливы
К желаемому виду деятельности дети обычно приходят не сразу. Сначала они переберут массу занятий, прежде чем выберут что-то одно! И нередко этот поиск сопровождается слезами, спорами, криками, грустным и подавленным настроением из-за неудач. Сохраняйте спокойствие, находитесь рядом с детьми и продолжайте направлять их. Тогда всё обязательно получится!
Дошкольное время - это лучшая пора для развития творческих способностей! Регулярные увлекательные занятия в доброжелательной обстановке, свобода выбора направлений и материалов для творчества, поддержка родителей стимулируют творческие способности малышей и открывают для них новые возможности. Помните об этом и поощряйте детскую фантазию и стремление к новому опыту.
Вам также могут быть полезны следующие статьи:
- Развитие воображения у детей
- Эмоциональный интеллект у детей
- Сенсорное развитие детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики у детей
- Как развить эмпатию у ребёнка и насколько важно сопереживание для детей
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений