Не секрет, что игра обладает большим влиянием на развитие психики и интеллекта ребёнка. Наблюдая, как дети играют в мяч, катают любимые машинки или устраивают чаепитие для кукол, со стороны нам кажется, что ничего особенного в этом процессе не происходит, а тем временем головной мозг ребенка трудится на все 100%.
Например, играя в мяч, ребёнок тренирует навык удерживать внимание и концентрироваться на предмете, ловкость рук и равновесие тела, умение играть по правилам и строить процесс общения. И во время ежедневной прогулки с мамой по парку у малыша развивается мышление, чувство времени и пространства, расширяется кругозор.
Важно понимать, что логика, критическое мышление, умение анализировать и другие soft skiils — это не врожденные навыки. И чтобы ребенок вырос и стал думающим взрослым человеком, все эти умения нужно развивать с раннего детства.
Игры для развития мозга для детей 2-х лет
Для детей возраста 2-х лет есть большое количество игровых упражнений, которые развивают сенсорное восприятие — понимание цвета, размера, вкуса, запаха, а также тактильные ощущения. Через игру дети учатся объединять предметы по признаку, находить лишний среди множества. С помощью природного материала и во время прогулки, дети наглядно понимают как выглядит снег или дождь, солнце и ветер, осознают признаки времени года и разную погоду. Во время активных прогулок дети учатся ориентироваться в пространстве и времени.
Игры и упражнения:
- Упражнение «Найди и покажи»: просим показать предметы утвари, цвета, формы, части тела и лица.
- Сенсорные игры: знакомимся с ощущениями (холодный-тёплый, мягкий-твёрдый, природные материалы), развиваем тактильные ощущения и проговариваем их названия.
- Активные игры на свежем воздухе и дома: с освоением высоты и поверхностей, преодоление препятствий, игры с мячом, лопаткой и формами.
- Изучаем животный мир: сравниваем животных по размеру, ищем внешние различия, называем места обитания.
- Находим одинаковые картинки, предметы
- Упражнения с музыкальными инструментами (музыкальный треугольник, ксилофон, барабан, губная гармошка, маракас)
Игры для развития мозга для детей 3 лет
В возрасте 3-х лет дети понимают значение слов и происходящих событий, могут выполнять многие действия сами, понимают картинки без слов, узнают семью и близких людей, играют со словами и рифмами, интонацией голоса, знакомы с миром природы и животных, цвета и природные явления (времена года, погода).
Игры и упражнения:
- Прятки с игрушками, словами
- Собираем предмет из частей
- Определяем предмет на слух
- Ориентация в пространстве (близко-далеко, выше-ниже, на-под-за)
- Ищем лишний предмет, объединяем по одному признаку
- Сортируем предметы по цвету, форме, размеру
Игры для развития мозга для детей 4 лет
В этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия. Они уже могут переносить впечатления и мысли на бумагу в виде творчества и рисунка, осознают своё настроение и эмоции, могут проговорить чувства и ощущения, играть в более сложные варианты игр, используя правила. Дети понимают и могут следовать правилам поведения дома и на улице, в общественном месте. Сочинять сказки, игры с сюжетом, играть простые роли в спектакле, заучивать короткие стихи, самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь – всё это многообразие творчества активно проявляется в этом возрасте.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Игры и упражнения:
- Описываем, что видим на рисунке
- Сочиним вместе историю по этим картинкам
- Учим наизусть чистоговорки, стихи четверостишья
- Играем в сюжетно-ролевые игры (доктор, воспитатель, учитель, учёный, продавец)
- Изучаем время (различаем времена года, части суток)
- Собираем мозаику по образцу
- Ищем закономерность
Игры для развития мозга для детей 5 лет
К возрасту пяти лет у детей чаще всего уже сформировано представление об окружающем мире и базовые знания и навыки. Они знакомы с временами года, временем дня, обладают знанием о цвете, форме, фигурах и последовательности, знакомы с буквами и числами. Этот возраст приближает нас к процессу подготовки к школьному обучению. У детей формируется произвольное внимание, наглядно-образное мышление, осваивается навык чтения, письма, решения логических задач и знакомство с математикой, уже приходит понимание планирования своих действий и времени. Будущие школьники готовы к постепенному переходу к началу учебной деятельности. В этом возрасте стоит уделить особое внимание эмоциональному интеллекту, уверенности в своих силах и возможностях и снизить чувство тревоги перед ошибками.
Игры и упражнения:
- Прохождение лабиринтов и схем
- Логические задачи и упражнения
- Ищем логическую ошибку на картинке
- Конструирование (робототехника, магнитный конструктор)
- Знакомство с буквами и цифрами
- Игры на развитие фонематического слуха, узнавание неречевых звуков
Игры для развития мозга для детей 6 лет
Возраст 6 лет имеет значимую роль в жизни ребёнка, так как происходит смена деятельности - переход от детского сада к школьной жизни. При этом дети также играют, изучают окружающий мир, осваивают базовые навыки и умения, имеют потребность физического развития и игр на свежем воздухе. Шестилетки развиваются волевые способности, умение проявить себя, навык командной работы, наблюдательность, планирование собственных занятий и планов, навыки саморегуляции и возможность управлять своими чувствами. Проявляется эмоциональная реакция на несправедливость и нарушение правил, границ. Также без контроля взрослого ребёнок может совершать некоторые задачи.
Игры и упражнения:
- Рисуем картину по точкам/цифрам/цветам
- Обводим цифры и буквы по пунктирам
- Рисуем предметы двумя руками одновременно
- Проходим лабиринты и задания по клеточкам
- Создаём коллажи из разных материалов
- Решаем логические задачи вместе с Айкьюшей
- Вырезаем аппликации
В процессе игры у детей формируются многие важнейшие навыки и знания которые помогут сформировать в будущем прочную базу знаний и достигать успеха. Игра – это безопасное пространство, репетиция реальной жизни, но с возможностью легко и без страха ошибаться, пробовать новые формы поведения и решения задач, выстраивать контакты и находить общее с разными людьми, осваивать довольно сложные знания и умения, устанавливать и менять правила, достигать результата и наслаждаться процессом. Наш мозг активно развивается используя новую информацию и проходя новые этапы развития, более сложные и интересные задачи. Вместе с Айкьюшей и его друзьями, дети с удовольствием играют и учатся новому. На сайте вы найдёте множество упражнений в игровой форме для каждого возраста.
Ещё много полезной информации о развитии детей читайте в этих статьях:
10 образовательных платформ для дошкольников от 2-7 лет
Развитие ребёнка дошкольного возраста: особенности и методики
эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha
Надежда Васильева,
онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик IQsha.ru